ИЮЛЬ 2024

30-летие института президентства

«Государство, построенное за прошедшие 30 лет, —
результат труда всех нас под руководством Президента»

Кочанова Наталья Ивановна,
председатель Совета Республики
Национального собрания Республики Беларусь

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

Просим принять участие в онлайн-опросе на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology и высказать свое мнение относительно проведения военного парада в честь Дня Независимости в Минске

Актуальная социология

Результаты республиканских опросов показывают в целом позитивную оценку гражданами наиболее важного этапа становления белорусской государственности, а также положительное влияние на данные процессы Главы государства.

Граждане схожи во мнении, что Беларусь вполне состоялась как независимое и самостоятельное государство. Из ряда ключевых геополитических этапов развития Беларуси: Великое княжество Литовское (ВКЛ) (XIII–X вв.), Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569–1795 гг.), Белорусские земли в составе Российской империи (1772–1917 гг.), БССР (1919–1991 гг.) и др., особую гордость большинство белорусов испытывают именно за период существования независимого государства с 1994 года. Оценивая динамику развития разных сфер за последние 10 лет, отмечаются наибольшие успехи в развитии науки и технологиях, торговом обслуживании и здравоохранении.

По Вашему мнению, как изменилось состояние основных сфер за последние 10 лет?

0
* Опрос проведен по заказу БИСИ ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» в 2023 году. Выборка – 1335 человек.

За время существования института президентства в стране граждане Беларуси, во-первых, сплотились как нация и чувствуют единство со всеми жителями страны, в том числе приезжими; во-вторых, сложилось понимание сущности государственного устройства с четким распределением функций ветвей власти; в-третьих, очертились наиболее эффективные каналы взаимодействия по линии «власть-общество», в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; в-четвертых, выстроилось особое отношение к государству как гаранту справедливости, обеспечения равных возможностей для всех граждан, защитнику в трудной жизненной ситуации – большинство белорусов чувствуют себя защищенными от одиночества и заброшенности, бедности, преступности, информационных угроз и т.д.  

При этом в формате государственного управления ментально ближе для белорусских граждан сильная персонифицированная власть – главные надежды на благополучие и успешное развитие страны белорусы связывают в первую очередь с Главой государства, а потом уже с республиканскими и местными органами власти.

Как Вы считаете, с кем или с чем белорусы связывают главные надежды на благополучную жизнь страны в целом?

0
* Республиканский опрос проведен по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований учреждения образования БГЭУ
в апреле 2023 года. Объем выборки – 1500 человек.

Сложность выстраивания эффективной внутренней и внешней политики государства в сложившихся в последние годы геополитических условиях упрочила веру белорусов в Главу государства как гаранта обеспечения государственной национальной безопасности и обеспечения стабильности: «Пока наш Президент А.Г. Лукашенко будет у власти – будет стабильность», «У нас самый лучший Президент, он любит свою страну и народ, вселяет в нас веру. Наши границы хорошо охраняются», «Толковый Президент, все грамотно регулирует».

Выражая мнение иностранных граждан относительно Беларуси, участники опросов отмечают их восхищение не только природой и качественными товарами, но и Главой государства. Так, на вопрос: «Если Вы общались с жителями других стран, что им больше всего нравится в Беларуси?» встречаются следующие ассоциативные ряды: «Чистота и порядок. Президент Республики Беларусь», «Управление страной Президентом, мир в Республике, дисциплина», «Доброта жителей, чистота страны, Президент», «Чистота, независимость, красота природы, сильный Президент».

Актуальная статистика

Статистика достижений Беларуси за последние 30 лет в некоторых сферах:

– в промышленности

Большинство крупных предприятий за минувшие 30 лет затронула масштабная реконструкция и модернизация производств. Объем промышленного производства с середины 1990-х по 2023 год увеличился в четыре раза. В 2017-м в Беларуси запустили производство легковых автомобилей;

– в энергетике

Самым масштабным событием стало строительство Белорусской атомной электростанции, что позволило заместить ежегодно свыше 6,7 млрд кубометров природного газа. Генерация электроэнергии в стране за 30 лет выросла более чем в 1,6 раза. Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии;

– в строительстве

Ежегодно возводятся сотни тысяч квадратных метров жилья (в 2023-м только для тех, кто стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, было введено в эксплуатацию 1 589,6 тыс. квадратных метров общей площади);

– в сельском хозяйстве

Накануне распада Советского Союза в сельском хозяйстве Беларуси работали 1 миллион 68 тысяч человек. Сейчас – меньше. Но при этом Беларусь стала производить практически в два раза больше зерна, в 1,8 – молока, 1,5 – мяса. Это стало возможным в том числе благодаря созданию своего мощного сельхозмашиностроения;

– в газовой промышленности

В стране реализованы масштабные проекты по газификации населенных пунктов: природным газом обеспечены все 115 городов, 118 районных центров и более 3,6 тысячи сельских населенных пунктов. Общая протяженность газовых сетей составляет более 67 тысяч километров. Уровень газификации квартир природным газом превышает 83%, а в сельской местности достигает 50%;

в дорожной инфраструктуре

За три десятилетия в Беларуси почти в два раза увеличили протяженность дорог, при этом в 1,5 раза увеличился километраж дорог с твердым покрытием и на 1 января 2024 года составил почти 80 000 километров. Скоростными дорогами столица связана практически со всеми областными центрами;

в социально-трудовой сфере

Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с 1995 годом выросли более чем в 9 раз. Уровень малообеспеченности сократился в 10,7 раза за период с 1995 года с 38,4 % до 3,6 % в 2023 году. Количество зарегистрированных безработных сократилось с 101,2 тыс. в 1994 году до 3,3 тыс. в 2023 году. Показатель несчастных случаев на работе за 30 лет снизился более чем в 8 раз — с 16 тысяч травмированных в 1994 году до 1,9 тысячи в 2023 году;

в здравоохранении

Достигнуты большие успехи в области охраны материнства и детства, в кардиохирургии, травматологии, нейрохирургии, офтальмологии, онкологии и онкогематологии, трансплантологии. Так, по количеству трансплантаций на 1 млн. населения Беларусь занимает 1-е место среди стран СНГ, опыт белорусских врачей перенимают коллеги из Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Грузии, Таджикистана.

Инфометрика

Инфометрика

В белорусском информационном пространстве закрепилось представление о Великой Отечественной войне и Дне Независимости Республики Беларусь как знаковых событиях, связанных с освобождением страны от немецко-фашистской оккупации, выступающих основой исторической памяти белорусского общества и связи поколений.

Инфометрика

По результатам мониторинга, проведенного ИАС «ИнфоМетрика»,
в период с 16.06.2024 по 16.07.2024 года на тему «30-летие президентства» в белорусском инфополе опубликовано 1023 материала.

Анализ новостных сюжетов показывает, что развитие и становление института президентства связано непосредственно с А. Г. Лукашенко («Александр Лукашенко: 30 лет доверия граждан и управления государством» («СБ. «Беларусь Сегодня»), «Бандитизм, нищета и политический кризис. Какие проблемы 30 лет назад решал простой белорус после избрания Президентом» (БелТА); «Выборы надежды». Благодаря чему Лукашенко в 1994-м завоевал сердца избирателей и как очевидцы вспоминают тот период» («Дзвінская праўда», «Слуцкi край»); «Машиностроение, биотехнологии и мирный атом. Рассказываем, каких успехов Беларусь добилась за 30 лет» (СТВ).

Инфометрика

Важность и значимость данного события определяется большим количеством комментариев и статей по данной тематике («Перцов: «Беларусь вошла в учебники как государство, сумевшее противостоять сильнейшей цветной революции»; «Вардомский: «Устойчивый институт президентства — залог благосостояния страны»; «Пранюк: «Институт президентства остается стержнем системы госуправления в центре и на местах»; «Андрейченко: «Сила, я считаю, в конкретике. То, что говорится, то и делается»).

Комментарии экспертов

Игорь Король

аналитик БИСИ

Военное строительство в контексте 30-летия института президентства в Республике Беларусь

В начале 90-х годов перед Республикой Беларусь встали сложнейшие задачи, связанные с необходимостью создания собственных Вооруженных Сил с одновременным глубоким реформированием военной организации государства. Нашей республике досталось внушительное наследство – ударная группировка войск, насчитывавшая четверть миллиона человек. Концентрация войск в республике являлась самой высокой в Европе – один военнослужащий приходился на 43 человека гражданского населения.

Концепции национальной безопасности не было. В Военной доктрине методологически не были учтены те грандиозные изменения, которые произошли в мире в целом, в международной обстановке, в формах и способах ведения войн нового поколения. Реформирование Вооруженных Сил свелось к банальному сокращению вооружения, техники и личного состава округа. Были уволены тысячи офицеров и прапорщиков, увеличивалось число желающих перевестись в вооруженные силы других государств СНГ. Убывали лучшие летчики, десантники, медики.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко так характеризовал положение дел с сокращением техники: «В первые месяцы своего президентства я приехал в Борисов и увидел жуткую картину: разрезали и уничтожали самые современные танки, бронетехнику. Уничтожали до моего приезда. Все, что подлежало уничтожению, было восстановлено и продано».

Реальное реформирование военной организации государства началось лишь с избранием Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Была создана эффективно действующая система государственного управления, а самое главное – сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности. В рамках реформирования созданы системы стратегического сдерживания, территориальной обороны и информационного обеспечения Вооруженных Сил; оптимизирована организационно-штатная структура; обеспечена социальная защита военнослужащих и членов их семей.

В ходе дальнейшего строительства Вооруженных Сил неуклонно повышается потенциал боевого компонента постоянной готовности. Сегодня Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие силовые структуры располагают всем арсеналом самого современного вооружения, военной и специальной техники для пресечения планов агрессии против нашей страны. Убедиться в этом мы могли во время праздничного Парада в ознаменование 80‑й годовщины освобождения Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков 3 июля в Минске. Самое главное — у нас есть высокомотивированные, преданные своему народу и стране, хорошо обученные люди. И это не только действующие военнослужащие. Это и наш мобилизационный резерв, территориальные войска, народное ополчение. Ведь войны выигрывают не армии, войны выигрывают народы.

Есть у нас и самое современное, самое грозное оружие — тактическое ядерное. Проведя совместную тренировку с Вооруженными Силами Российской Федерации по подготовке и применению специальных боеприпасов, наши подразделения фактически завершили полный цикл слаживания и при необходимости готовы применить ТЯО.

В Военной доктрине, принятой на VII Всебелорусском народном собрании, четко сказано: «Республика Беларусь как независимое, суверенное и миролюбивое государство подтверждает неизменность своей военной политики, готовность выступать площадкой для мирного урегулирования конфликтов и запуска глобального диалога по безопасности. Одновременно заявляет о решимости защищать свои национальные интересы … с использованием всех средств, находящихся в распоряжении государства».

Находясь в центре Европы, на границе Запада и Востока, Беларусь всегда была миролюбивым государством. Мы никому не угрожаем. Мы хотим только мира нам, нашим детям и внукам, нашей многострадальной земле. И сегодня именно наш первый Президент, наш Главнокомандующий является гарантом этого мира. В этом и есть, на мой взгляд, главное достижение института президентства в Республике Беларусь.

Коропов

Олег Коропов

Аналитик БИСИ

Институт президентства как гарант устойчивого развития страны и регионов, сохранения традиций и ценностей белорусского народа

Введение института президентства в 1994 году позволило не только отвести Беларусь от экономической пропасти, но и сохранить ценностные и социокультурные ориентиры белорусского народа.

Наличие сильного лидера с опорой на народ, на издавна признанные населением коллективные формы принятия основных стратегических решений, такие как Всебелорусское народное собрание, широкое общественное обсуждение стратегических направлений развития страны позволило Беларуси первой на постсоветском пространстве выйти к 2000 году на экономические показатели до развала Советского Союза, а главное – придать мощный импульс развитию регионов.

За годы независимости наша молодая по историческим меркам страна не только смогла сохранить экономику, но и сделать уверенный шаг вперед в обеспечении своей национальной безопасности, что сказалось, например, на темпах роста валового регионального продукта Могилевской области за последние 15 лет в 12,7 раза. Продукция таких предприятий, как ОАО «Могилевлифтмаш», «Белшина», «Бабушкина Крынка» и ряда других, сегодня востребована и узнаваема, завоевывает все новые рынки, доказывая нашу высокую адаптивность к современным вызовам.

Производство промышленной продукции за 19 лет (2005-2023) увеличилось в 28 раз, продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях – в 22 раза.

Все это позволило не только сохранить трудовые коллективы и технологии, но и обеспечить стабильное развитие и функционирование социальной сферы, выполнение всех социальных обязательств перед населением.

В стране и регионах приоритеты регионального развития остаются неизменными ‒ жилье, комфортная среда, дороги, инвестиции. Создание комфортных и благоприятных условий для жизни людей является залогом успеха в решении основной задачи ‒ сохранение сильного и процветающего государства.

Сильны регионы своей историей, культурными традициями и промыслами. Так, визитными карточками Могилевской области стали республиканский праздник «Купалье» ‒ «Александрия собирает друзей», международный музыкально-спортивный праздник «Большая бард-рыбалка» в Быховском районе, праздник средневековой культуры  «Рыцарскі фэст» в Мстиславле, международный фестиваль детского творчества «Золотая пчелка» в Климовичах, фестиваль народного искусства «Венок дружбы» в Бобруйске,  Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер» в Могилеве и многие другие.

А главное, в Беларуси сохраняются стабильная этноконфессиональная и межнациональная ситуация и мир, что позволяет обеспечивать устойчивое развитие страны.

Бояшов

Анатолий Бояшов

аналитик БИСИ

Новый уровень развития президентского института

Существует два фактора, определяющих развитие института Главы государства в суверенных странах: это запросы граждан и защита от вмешательства во внутренние дела. В Беларуси за 30 лет существования института президентства запросы граждан трансформировались, а технологии вмешательства стали более изощренными, что привело к развитию политической системы.

Сама президентская власть не стоит на месте. Конституционные полномочия Президента позволяют предотвращать риски по ходу развития и совершенствования политической системы. Эволюцию президентских полномочий определяют запросы общества, что нашло отражение в различных редакциях Конституции Республики Беларусь. Конституционные поправки, принятые на референдуме 2022 года, перераспределили часть президентских полномочий в пользу Всебелорусского народного собрания. Как результат, разнообразные социальные группы подключены к принятию решений стратегического характера.

Несмотря на проведение реформ степень устойчивости политической системы повышается. Сохранены президентская республика и, как следствие, выборный характер высшей власти, что соответствует социальному запросу на сильную президентскую власть и арбитраж общественных и личных интересов.

Реагируя на запросы граждан и предотвращая внешнее вмешательство, белорусский институт президентской власти перешел на качественно новый уровень. Создание устойчивой связки по линии «Президент – Всебелорусское народное собрание» привело к расширению института президентства, встраиванию в его функционирование нового конституционного органа. Выступая от имени народа, Президент опирается на делегатов, представляющих наиболее активные социальные группы. С одной стороны, это делает политическую систему устойчивой и гибкой. С другой – развитие президентского института потребует повышенного уровня профессионализма, совершенно иного уровня знания запросов граждан и понимания современных технологий вмешательства.

Владислав Волчек

Владислав Волчек

Врач онколог-хирург Гомельского областного онкологического диспансера

Достижения и перспективы развития здравоохранения Гомельской области

Среди медицинских работников и населения Гомельского региона проблема доступности медицинской помощи и информированности населения о необходимости прохождения скрининговых исследований является одной из самых важных и насущных. Значимость данной темы связана как с последствиями от аварии Чернобыльской АЭС, так и с пандемией COVID-19.

Для повышения качества и доступности медицинской помощи населению области проводятся различные мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение новых технологий и методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, повышение квалификации медицинского персонала. Так, в 2023 году в области были открыты новые поликлиники, оборудованные современной техникой, приобретены новые машины скорой помощи, введены в эксплуатацию диагностические комплексы, сокращены очереди на КТ и МРТ, увеличены объемы эндопротезирования и других видов высокотехнологичной медицинской помощи.

В числе актуальных проблем развития здравоохранения в Гомельской области являются поддержка и укрепление кадровой и материально-технической базы в малых городах и сельских населенных пунктах. Негативные демографические тенденции (старение населения, внутренняя миграция) требуют концентрации усилий, поскольку проживающее там население нуждается в особой помощи и поддержке, а также выработке механизмов, способствующих закреплению молодых специалистов на местах и повышению их мотивации (арендное жилье, возможности профессионального роста, социальный пакет, более высокая заработная плата).

Прокрутить вверх