ИЮЛЬ 2023

Белорусский туризм:
тенденции и перспективы

«Отечественная индустрия гостеприимства должна подняться на самый высокий уровень международных стандартов»

Президент Республики Беларусь
Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

БИСИ приглашает Вас поучаствовать в ежемесячных тематических онлайн-опросах, реализуемых на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology на странице проекта «Пульс общества».

Перспективными направлениями развития туризма в Беларуси, по мнению участников онлайн-опроса, выступает прежде всего активное развитие территориального брендинга, в процессе которого важно выявить и подчеркнуть уникальные характеристики каждого региона (Гродненская область знаменита старинными архитектурными памятниками, Бресткая – своей природой и заповедникам и т.д.). Ввиду трансформации ценностных ориентаций и поведенческих практик является актуальным создание новых конкурентоспособных туристических продуктов, разработка востребованных туристических маршрутов, которые были бы интересны туристам разные категорий и возрастов. Так из индивидуальных пожеланий опрошенных можно отметить «создание велотуристических заездов в регионах».

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ
(в % от числа опрошенных)

Активное развитие территориального брендинга
74.67%
Создание новых конкурентоспособных туристических продуктов
50%
Ориентация на внутренних и внешних потребителей
33.33%
Более широкое внедрение цифровых технологий в туристическую отрасль (мобильные приложения и др.)
31.33%
Развитие виртуального туризма
11.33%

Актуальная социология

Ключевым трендом за последние три года является активизация внутреннего туризма и высокая готовность белорусов к рекреации в пределах страны (более 90 процентов). Как правило, путешествуя по Беларуси, граждане посещают исторические, культурные, а также природные объекты (заповедники, леса, озера). Молодежь в большей степени предпочитает фестивали музыки и музыкальные конкурсы.

Основным условием успешного развития туризма является разнообразная и качественная туристическая инфраструктура, полностью удовлетворяющая всем потребностям потенциальных туристов и экскурсантов.  

Оценка туристической инфраструктуры

Туристическая инфраструктура
* по данным опроса Института социологии НАН Беларуси, проведенного в мае 2023 года. Объем выборки – 900 человек

Гостиничное обслуживание более трети респондентов не смогли оценить, поскольку предпочитают останавливаться у родственников. Тем не менее гостиничные услуги в глазах туристов требуют дальнейшего совершенствования, особенно в небольших населенных пунктах.   

В целом граждане полагают, что за последние три года сфера внутреннего туризма в Беларуси улучшилась. А наиболее перспективным видится развитие лечебно-оздоровительного (48,8 процентов), военно-исторического (28,3 процентов) и агроэкотуризма (26,6 процентов).

Более полному использованию потенциала туристической отрасли Беларуси будет способствовать не только реставрация и восстановление культурно-исторических памятников и совершенствование туристической инфраструктуры, но и ориентация на новые сегменты туристов. Все большей популярностью пользуются такие виды туризма, как событийный, гастрономический, шопинг-туризм, селфи-туризм и др. Развивается виртуальный туризм, основное преимущество которого – доступность для любого пользователя сетевых технологий и отсутствие существенных затрат.

Актуальная статистика

Основными показателями деятельности организаций, осуществлявших туристическую деятельность выступают:

  • число организаций, осуществлявших туристическую деятельность
  • численность организованных иностранных туристов и экскурсантов, посетивших Республику Беларусь
  • численность организованных туристов и экскурсантов – граждан Республики Беларусь, отправленных за границу организациями
  • численность организованных туристов и экскурсантов – граждан Республики Беларусь, направленных в туры в пределах территории Республики Беларусь
  • выручка от оказания туристических услуг
  • число субъектов агроэкотуризма.

Динамика ключевых показателей развития туристической отрасли в Беларуси

Динамика ключевых показателей развития туристической отрасли в Беларуси
* по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь

Количество туристов и экскурсантов в 2022 году в разрезе областей

Туризм
* по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь

Инфометрика

Инфометрика

В информационном поле тематика туризма представлена в контексте предстоящих международных спортивных соревнований II игры стран СНГ, которые пройдут в Беларуси с 3 по 15 августа. Особый акцент делается на введении безвизового режима для болельщиков с целью активизации внешнего туризма: «Анатолий Глаз отметил: мы максимально пытаемся открыться для сопредельных государств, показать, как мы живем, пригласить гостей сюда» («СБ. Беларусь сегодня»). Кроме того, немало внимания медийным сообществом уделяется освещению новых направлений в сфере внутреннего туризма, как например экологического, включая путешествия по особо охраняемым природным территориям, пешие и велосипедные экологические тропы и др.

Тематика туризма в публикациях белорусских информационных ресурсов упоминается через призму проведения спортивных соревнований и мероприятий, а также активную работу, которая ведется в направлении развития туристической сферы со стороны органов государственного управления. 

Туризм

Комментарий эксперта

Николай Сухотский

Николай Сухотский

Заместитель директора Института социологии Национальной академии наук Беларуси по научной и инновационной работе, кандидат социологических наук

Внутренний туризм в Беларуси: сегмент молодежи

Для молодого поколения белорусов свойственна открытость миру, установка на мобильность и получение новых впечатлений. Современные юноши и девушки легки на подъем, готовы посещать массовые мероприятия, культурные объекты и достопримечательности, труднодоступные, необычные места. Молодые люди в своем большинстве считают путешествия важной частью своей жизни, в том числе по территории родной страны.

Сегодня в Беларуси имеются все ресурсы для более динамичного развития внутреннего туризма. Социологические исследования показывают, что наиболее перспективными с точки зрения молодежи видами внутреннего туризма являются активный/спортивный, культурно-образовательный и военно-исторический. Понимание запросов юношей и девушек, в частности учета выраженного интереса к активному, а порой и экстремальному отдыху, поможет найти подходы к разработке туристических маршрутов культурно-познавательного и спортивного характера, позволяющих повысить интерес молодого поколения к познанию родного края. В частности, проводимые в Беларуси августе 2023 года II Игры стран СНГ помимо зрелищной составляющей позволяют расширить представления молодежи о нашей стране – концепция Игр предусматривает проведение спортивных мероприятий в одиннадцати городах Беларуси.

Средствами туризма могут решаться многочисленные задачи, стоящие перед государственной молодежной политикой и связанные с развитием человеческого капитала молодого поколения как стратегического ресурса страны. При этом целесообразно активизировать работу по повышению информированности молодого поколения о туристическом потенциале регионов. Это является одним из ключевых факторов преодоления скепсиса, сохраняющегося у части молодежи в отношении путешествий по стране. Множество уникальных памятников природы, архитектуры, военной истории просто не попадают в фокус зрения молодежной аудитории. В этой связи актуальной является информационно-просветительская работа по популяризации регионов Беларуси, их особенностей и достопримечательностей (через учреждения образования, социальные сети, специальные мероприятия, тематические проекты и т.д.). Следует формировать у молодых граждан осознанную мотивацию к совершению путешествий по стране, разрабатывать новые туристические маршруты с учетом патриотической составляющей, с включением в них знаковых для каждого белоруса мест.

Андрей Мишин

Андрей Мишин

Аналитик БИСИ

Туристическая отрасль Витебщины

Витебская область сочетает в себе ряд благоприятных факторов для развития туристической отрасли: природных, историко-культурных, инфраструктурных, географических. В регионе имеется развитая сеть санаторно-курортных и оздоровительных организаций, иных специализированных средств размещения, которая позволяет конкурировать на рынке оказания оздоровительных услуг. Туристический потенциал Витебщины значим и уровень его использования повышается.

Вместе с тем, сам факт наличия подобных ресурсов и условий не гарантирует эффективного их использования и роста общественных благ.

Среди проблем в развитии туристической отрасли Витебщины, которые решаются, но недостаточно интенсивно, можно выделить два ключевых блока.

Первый – инфраструктура. Это и недостаточное количество мест необходимого уровня для размещения туристов и низкий уровень развития вспомогательных инфраструктурных объектов (объекты общественного питания, зоны отдыха и развлечений, парковки) вблизи туристических мест, маршрутов. Данный блок проблем особенно актуален для малых и средних городов, сельской местности.

Второй – маркетинг. Это широкий пласт проблемных вопросов в «упаковке» туристического продукта и его продвижении через классические каналы коммуникаций и современные медиа площадки. Речь идет как о недостаточном продвижении имеющегося потенциала региона для внешних туристов, так и для внутренних туристов.

Совокупное решение этих проблем заметно раскрепостит туристический потенциал Витебщины.

Прокрутить вверх