Пульс Общества

ИЮНЬ 2023

Белорусское студенчество

«Отдавая Отечеству таланты и неиссякаемую энергию,
вы продолжите славный путь белорусов,
подаривших нам пример истинной любви к своей земле и преданности Родине»

Обращение Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко
к студентам Беларуси

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

БИСИ приглашает Вас поучаствовать в ежемесячных тематических онлайн-опросах, реализуемых на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology на странице проекта «Пульс общества».

По мнению экспертов, актуальным в современных условиях является обеспечение связи высшего образования с рынком труда, что позволит снизить диспропорцию в структуре подготовки специалистов, решить ряд социальных проблем (переизбыток специалистов ряда профессий, молодежная безработица) и будет способствовать росту экономики в целом. В рамках образовательного процесса важным видится усиление практикоориентированности и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий.

 

Актуальные направления развития высшего образования в Беларуси
(в % от числа опрошенных)

Обеспечение связи высшего образования с рынком труда
59.46%
Усиление практикоориентированности образования и взаимодействия с предприятиями
45.95%
Расширение использования современных технологий в образовании
37.84%
Переход на удаленный и гибридные форматы образовательного процесса
13.51%
Автономия вузов в вопросах управления и финансирования
5.41%

Актуальная социология

Студенческое сообщество довольно многочисленно (на I ступени высшего образования в Беларуси обучаются 243 тысячи студентов) и является важным источником пополнения квалифицированных кадров. Студенты связаны общим видом деятельности и образуют в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.

Студенческая молодежь отличается высоким уровнем познавательной мотивации и работоспособностью. В целом студенты довольны обучением, их ожидания от учебы в вузе оправдываются – многие вполне удовлетворены выбором своей специальности и теми знаниями и навыками, которые дает вуз. В большинстве своем их устраивают как организация образовательного процесса, включая проведение лекций, семинарских занятий, дополнительное образование, так и воспитательная работа в рамках вуза, включая проведение культурно-массовых мероприятий, общественная и гражданская активность. Более критично студенты оценивают организацию производственных практик и взаимодействие с другими вузами (будь то в рамках Беларуси или за рубежом).

Оценка системы образования студентами вузов

Белорусское студенчество
* Опрос проведен по заказу БИСИ Белорусском комитетом молодежных организаций в марте 2023 году. Выборочная совокупность 19168 респондентов.

В будущее студенты Беларуси смотрят с оптимизмом (многие убеждены, что смогут реализовать все свои планы). Вместе с тем, они недостаточно уверенно чувствуют себя на рынке труда: большая часть полагает, что работу по специальности с достойной оплатой труда смогут найти не сразу, потребуются усилия и время. Опасения студентов не беспочвенны, поскольку в Беларуси актуальна проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, а отсутствие опыта работы делает студенческую социально-профессиональную группу более уязвимой по сравнению с другими группами. Понимая эти и другие проблемы, государство прилагает максимум усилий для успешной социализации студенческого сообщества и эффективной его самореализации, обеспечивая всем равные условия и гарантии социального обеспечения.

Актуальный рейтинг

Мировой рейтинг высших учебных заведений Webometrics (далее – вебометрический рейтинг) составляется с 2004 г. Испанским национальным исследовательским советом и обновляется дважды в год: в январе и июле. Рейтинг Webometrics проводится посредством централизованного сравнения показателей деятельности учреждений образования на основе данных, получаемых из глобальной сети, в том числе путем анализа их сайтов, и составляется исходя из следующих показателей:

  • сумма в расчете на одного работника университета, которую сторонние компании вкладывают в исследовательскую деятельность университета;
  • отношение количества зарубежных сотрудников к количеству местных;
  • отношение количества зарубежных студентов к количеству местных;
  • общая репутация (научная деятельность и качество образования) университета по данным опроса ученых;
  • отношение количества сотрудников к количеству студентов;
  • отношение защищенных диссертаций к количеству сотрудников;
  • отношение защищенных диссертаций к количеству бакалавров, идущих на звание магистра;
  • средняя цитируемость публикаций относительно разных областей исследований подготавливается на основе анализа данных 12 тысяч журналов за 5-летний срок;
  • научная репутация по результатам опроса ученых в конкретных областях;
  • сумма, выделяемая на исследование в расчете на одного сотрудника.

Мировой рейтинг Webometrics один из немногих, где белорусские вузы представлены в достаточном количестве.

Позиции белорусских вузов выстроились в виде следующей иерархии:

Данные рейтинга Webometrics на январь 2023г. >
Белорусский государственный университет932
Гомельский государственный университет Франциска Скорины3067
Белорусский национальный технический университет3672
Белорусский государственный медицинский университет3686
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы3769
Белорусский государственный технологический университет4569
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники4569
Витебский государственный технологический университет4860
Гродненский государственный медицинский университет4931
Витебский государственный медицинский университет5313
Брестский государственный технический университет5348
Белорусский государственный экономический университет5338
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина5382
Витебский государственный университет им. П. М. Машерова5766
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия5951
Белорусский государственный университет транспорта6104
Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка6460
Гомельский государственный медицинский университет6653
Белорусско-Российский университет6872
Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого7216
Белорусский государственный университет культуры и искусств7524
Белорусский государственный аграрный технический университет6104
Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова8444
Гродненский государственный аграрный университет8592
Белорусская медицинская академия последипломного образования8991
Академия управления при Президенте Республики Беларусь9066
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации9962
Белорусский государственный университет физической культуры10590
Федерации профсоюзов Беларуси Международный университет МИТСО12277
Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь13003
Белорусская государственная академия искусств17111
Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий18232
Институт пограничной службы Республики Беларусь20451
Белорусская государственная академия авиации20483
Белорусская государственная академия музыки20953
Белорусская государственная академия связи21117
Военная академия Республики Беларусь21865
Институт подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси23892
Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь23966

Инфометрика

Студенческая тематика активно представлена в белорусском информационном пространстве. Медийным сообществом обращено внимание на важную роль государства в реализации потенциала молодого поколения. В первую очередь это связано с целевой подготовкой молодых специалистов и введением курса начальной военной подготовки в вузах. Помимо этого, активно подсвечивается трек гражданских инициатив – реализация БРСМ медицинского трудового проекта и проведение Белорусской ассоциацией компьютерного спорта киберспортивного турнира среди студентов (рис. 1).

Инфометрика

Транслируемые государством позитивные акценты в отношении студенческого сообщества становятся благодатной почвой для белорусских СМИ. Так, студенческая тематика в публикациях новостных ресурсов преимущественно освещается сквозь призму созидательной повестки (проект, работа, труд, мероприятие), а также мер государственной поддержки студентов (государство, министерство, управление, подготовка, помощь, поддержка).

Инфометрика

Комментарий эксперта

Ольга Лазоркина

Ольга Лазоркина

Аналитик БИСИ

Цифровизация в сфере образования

Традиционное образование вступило в неизбежную фазу обновления, которое обусловлено ускоренным развитием информационных технологий. Представители разных систем образования уже в течение нескольких лет обращают свой взор на возможности использования метаверса в образовательной сфере.

Несмотря на то, что метавселенная рассматривается как совершенно новая сфера деятельности, именно в образовательной сфере сложились условия для ее эффективного внедрения.

По мнению широкого круга ученых, поколение Z – это цифровые аборигены и их образование должно быть сложной задачей (включая эффективность и вовлеченность). Метаверс предлагает ряд новшеств, которые предполагают участие и сотворчество. Метаверс позволяет своевременно сообщать преподавателям об уровне подготовки и требованиях учащихся.

Некоторые учебные заведения уже начали экспериментировать с образованием на основе метаверс. Например, студенты-медики изучают анатомию с использованием технологии голографической визуализации, что обеспечивает трехмерные перспективные виды различных частей человеческого тела и существенно улучшает процесс познания.

Однако требуется пристальное изучение долгосрочных эффектов. В конечном итоге речь идет о живых людях, а не просто специалистах для той или иной сферы. Психологи обращают внимание на синдром привыкания. Он получил название «киберсиндром», в рамках которого развиваются физические, социальные и психические расстройства из-за чрезмерного взаимодействия с киберпространством. Кроме того, многочисленные визуальные и слуховые стимулы увеличивают когнитивную нагрузку.

Метаверс по сути претендует на формирование нового человека с психологией и привычками, созданными искусственно. Поэтому такое масштабное вмешательство требует привлечения к исследованиям специалистов самых разных сфер, которые будут работать параллельно.

Дмитрий Роговцов

Дмитрий Роговцов

Аналитик БИСИ

О совершенствовании практикоориентированной подготовки студентов

Для обеспечения качественного обучения студентов белорусских вузов необходимо при содействии заинтересованных отраслевых министерств сформировать устойчивую и постоянную заинтересованность в практикоориентированной подготовке обучающихся со стороны потенциальных работодателей.

К сожалению, многие будущие работодатели мало участвуют в процессе обучения молодых специалистов под нужды конкретного предприятия или организации. Поэтому, на наш взгляд, необходимо административно стимулировать взаимодействие потенциальных нанимателей, испытывающих проблемы с обеспечением трудовыми ресурсами, с учреждениями высшего образования в следующих направлениях:

  • организация и проведение учебных и производственных практик в рамках согласованной программы приобретения обучающимися первичного профессионального опыта, закрепления и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков;
  • совместная проработка тематики курсовых и дипломных проектов с учетом производственных потребностей конкретной организации или предприятия;
  • участие специалистов со стороны работодателей в работе государственных экзаменационных комиссий при проведении итоговой аттестации студентов;
  • обеспечение реального и результативного функционирования филиалов выпускающих кафедр на базе предприятий, учреждений или организаций;
  • личное присутствие заказчиков кадров на предварительном и окончательном этапах распределения выпускников и т.д.
Прокрутить вверх