СЕНТЯБРЬ 2022

Образование как общественная и государственная ценность

«Пусть новый учебный год принесет всем вам радость новых открытий и общения, а в стенах школ, колледжей и вузов всегда царит атмосфера стремления к знаниям, взаимного уважения и любви к нашей родной Беларуси»

Поздравление с Днем знаний
1 сентября 2022 г. А.Лукашенко

БИСИ приглашает Вас поучаствовать в ежемесячных тематических онлайн-опросах, реализуемых на основе автоматизированной системы социологических исследований «InfoSociology» на странице проекта «Пульс общества».

Результаты онлайн-опроса свидетельствуют о том, что у граждан Беларуси превалируют терминальные ценности в отношении значимости высшего образования в их жизни – это возможность развития способностей, личностного самосовершенствования, карьерного роста.  В меньшей степени высшему образованию придается атрибутные характеристики, являющиеся залогом успешной жизни.

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГРАЖДАН
(в % от числа опрошенных)

Условие профессиональной реализации
37.98%
Обязательное условие карьерного роста
36.34%
Платформа для получения знаний
34.38%
Необходимое условие для трудоустройства
31.31%
Показатель жизненного успеха
16.88%
Сложившаяся в белорусском обществе норма
10.41%

Актуальная социология

Проведенное в БИСИ исслеодвание позволило выявить высокий уровень понимания гражданами необходимости реформирования системы образования в целях соответствия ее мировым стандартам, в связи с чем позитивно восприняты планируемые изменения в формат итоговой аттестации в средних учебных заведениях и новые правила приема абитуриентов в вузы в 2023 году.

Отмечается проблема встроенности системы образования в новые реалии и ее соотвествие запросам экономики. Именно данный аспект стал объектом критики в большей мере со стороны родительской общественности.

Удовлетворяет ли система высшего образования Беларуси запросам экономики?

Актуальная социология

* Исследование проведено БИСИ методом онлайн-опроса в сентябре 2022 года. Выборочная совокупность:  9955 родителей, 3017 учителей, 544 преподавателей во всех регионах страны.

Наиболее перспективными квалификационными направлениями в рамках системы высшего образования, по мнению граждан, являются программирование и информационные технологии, а также медицинское и экономическое. В свою очередь менее перспективным видится получение образование по гумманитарным, педагогическим и естественнонаучным специальностям. В отношении дальнейших перспектив развития профессионального образования в Беларуси ожидания граждан оптимистические –  многие полагают, что его качество будет улучшаться в ближашие 5-6 лет. (По данным исследования, проведенного по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета в 2022 году. Выборка – 1500 человек).

Актуальная статистика

В Программе социально-экономического развития на 2021–2025 годы заложены основные векторы развития сферы образования:                        «…деятельность государства будет нацелена на развитие личностного потенциала подрастающего поколения, обеспечение высокого уровня знаний, формирование навыков и компетенций, в полной мере отвечающих потребностям экономики. Повышение конкурентоспособности образования должно стать опорой для будущего экономического, политического и социально-культурного процветания страны». Можно отметить, что сохранение расходов на сферу образования остается одним из приоритетных направлений социально-экономической политики даже в сложных экономических условиях, в которых сейчас находится Беларусь.

По предварительным оценкам, к концу года можно прогнозировать максимальные темпы сохранения запланированных расходов на образование в структуре бюджетных расходов.

Расходы на образование

Основной вектор на текущую пятилетку – «практикоориентированное образование, гарантирующее получение современных навыков и компетенций, которое станет фундаментом для формирования инновационной экономики».

Инфометрика

Инфометрика
Инфометрика

Образовательная повестка смело зашла в белорусское инфополе
с приходом Дня знаний. Подогревающим и впоследствии резонансным событием для внутриполитического медиаполя явился открытый урок Главы государства «Историческая память – дорога в будущее».
В последующие дни информационные ресурсы рефлексировали
и развивали тезисы Главы государства, подводили итоги стартовавшего нового учебного года, а также освещали нововведения в образовательной сфере.

Образование

Тематика Дня знаний в публикациях информационных ресурсов упоминается преимущественно через призму проводимых торжественных мероприятий в учреждениях образования (школа, вуз, студент, школьник) и открытого урока Главы государства (урок, история, память).

Образование

Комментарии экспертов

Богомаз

Ольга Богомаз

Аналитик БИСИ

Cреди белорусов приветствуется эволюционный путь совершенствования системы образования

Белорусское общество воспринимает высшее образование как ценность и неотъемлемое условие успешной профессиональной реализации, материальной стабильности и личностного развития будущих поколений, где особое место занимает вступительная кампания.

Онлайн-опрос «Вступительная кампания в оценках граждан», проведенный БИСИ, продемонстрировал следующие результаты. В оценках основных подходов к организации и проведению вступительной кампании граждане указали на важность соответствия содержания вступительного и централизованного школьной программе (68%), что в некоторой степени обусловлено запросом на самостоятельную подготовку к вступительным испытаниям без дополнительной помощи репетиторов. Значимым критерием белорусы считают высокую степень объективности оценки знаний, поэтому считают важным разработку максимально четких «прозрачных» критериев оценки знаний выпускников школ (49%), а также исключение предвзятой оценки (37%).

Вступительная кампания в оценках граждан

Примечательно, что проверку аналитических способностей важным критерием считает лишь четверть опрошенных респондентов. При этом среди педагогов вузов на значимость проверки аналитического мышления абитуриентов указали практически 40% респондентов, в то время как среди родителей подобного мнения придерживается лишь 11%. Данное расхождение в оценках может быть связано с различным видением предназначения учреждения высшего образования: педагоги осознают, что для формирования профессиональных компетенций недостаточно только накопления знаний, важно уметь выстраивать логические взаимосвязи, структурировать информацию, выстраивать причинно-следственный образ возможной кризисной (проблемной) ситуации, поэтому они более требовательны к системе отбора в вузы. В то же время родители предпочитают более простые и «прозрачные» механизмы отбора, возлагая надежды, связанные с формированием аналитических способностей детей, на учреждения высшего образования.

В целом проведенное социологическое исследование продемонстрировало высокую включенность общества в вопросы, связанные с образованием. Поэтому видится необходимым при планировании и внедрении нововведений в данной сфере учитывать ожидания общества, основываясь прежде всего на национальных интересах Беларуси в сфере образования и экономики.

Николай Сухотский

Николай Сухотский

Аналитик БИСИ

Образование – один из наиболее востребованных социальных институтов в Республике Беларусь

Наша страна традиционно имеет лучший результат среди стран СНГ по Индексу образования в рейтинге Индекса человеческого развития. На протяжении последних десятилетий в белорусском обществе сформировался культ высшего образования, которое уже воспринимается родителями как минимальная планка для обеспечения достойного будущего детей, причем, нередко независимо от их желания и способностей.

Система высшего образования является центральным звеном в цепочке «школа – вуз – экономика», от ее качества и эффективности напрямую зависят перспективы развития государства, человеческого потенциала страны. Что же ждут белорусы от современной системы образования? По данным проведенного по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета в апреле 2022 года социологического опроса, наиболее важными для успешного развития Беларуси функциями образования являются обучение практическим умениям и навыкам (отметили 56%), передача знаний (54%), а также приучение человека думать, принимать оптимальные решения (49%), способствовать самореализации (43%). При этом практически для четверти респондентов важен воспитательный аспект образовательного процесса, в ходе которого формируются нормы поведения, этика.

Социологические исследования показали, что для большинства граждан наиболее перспективными являются направления высшего образования, связанные с информационными технологиями, медициной и экономикой, что во многом обусловлено популярностью соответствующих профессий в молодежной среде. При этом точками роста должны стать педагогические и гуманитарные специальности.

Прокрутить вверх