Пульс Общества

АПРЕЛЬ 2023

Межконфессиональный мир и согласие

«В Беларуси на протяжении долгого времени проживают верующие разных конфессий.
Мы должны сделать все, чтобы главное наше достоинство — межконфессиональный мир — сохранить в Беларуси. Основа этого всего — самая крупная и мощная православная церковь»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
Встреча с духовенством в Свято-Успенском
Жировичском ставропигиальном мужском монастыре
25 июня 2021года.

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

БИСИ приглашает Вас поучаствовать в ежемесячных тематических онлайн-опросах, реализуемых на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology на странице проекта «Пульс общества».

По мнению экспертного сообщества наиболее заметной тенденцией последнего десятилетия является снижение уровня религиозности населения, что связано с трансформацией ценностной матрицы современного общества и усилением секуляризации. В связи с этим происходит и расширение религиозными организациями социальной деятельности, что отметил каждый третий эксперт.    

Ключевые тенденции в религиозной сфере Беларуси
(в % от числа опрошенных)

Снижение религиозности населения
60%
Расширение религиозными организациями социальной (внекультовой) деятельности
32%
Рост числа новых нетрадиционных религиозных движений и культов
16%
Повышение интенсивности участия в религиозной жизни
16%
Рост количества религиозных организаций
12%
Изменения в поведении и мышлении людей под влиянием религии
8%

Актуальная социология

Религиозная терпимость и межконфессиональный мир являются ключевыми чертами белорусов и носят как внутренний, так и внешний характер. Важность данных ценностей признается большинством граждан. В свою очередь государство создает все условия для свободного развития и взаимодействия всех видов идентичностей, религиозных течений, интересов и идей.

Белорусы в целом позитивно оценивают отношения между представителями различных конфессий в Беларуси – большинство (75,9 процента) отмечают отсутствие конфликтов и каких-либо существенных разногласий между представителями разных религиозных течений. При этом наибольшим доверием пользуется православная церковь, в том числе ввиду количественного большинства тех, кто идентифицирует себя с православием (свыше 80 процентов).  

Граждане признают важность религии в своей жизни (57,4 процента) и ее первоочередную роль в удовлетворении духовных потребностей человека (55,3 процента). В то же время в разных возрастных группах мнения о наиболее значимых функциях конфессий в общественной жизни страны различаются. Так, старшее поколение возлагает надежды на религию в поддержании общественной морали и нравственности, молодежь более значимой считает функцию сохранения культурных традиций. 

Роль религиозных конфессий в общественной жизни, в %*

Социология
* Опрос проведен по заказу БИСИ Институтом социологии НАН Беларуси в 2023 году. Выборочная совокупность – 1529 респондентов.

В ближайшем будущем, по мнению граждан, значимость конфессионального фактора будет трансформироваться: несмотря на вероятность снижения религиозности среди населения, роль и значение христианских конфессий (православие, католицизм) будет возрастать.

Актуальная статистика

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ*

В Республике Беларусь зарегистрировано 25 конфессий и религиозных направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3590, включая 173 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения) и 3417 религиозных общин.

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1733 православных прихода, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 36 монастырей, 15 братств, 9 сестричеств, 1 миссию. Действует 1848 православных храмов, еще 158 строятся.

Римско-католическая церковь в Республике Беларусь объединяет четыре епархии, которые насчитывают 500 общин, в которых работает 455 священнослужителей. Действует 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей. Общины располагают 526 культовыми зданиями, 28 строится.

Протестантские религиозные организации представлены 1040 религиозными общинами, 21 объединением, 21 миссией и 5 духовными учебными заведениями 13-ти религиозных направлений. Крупнейшими республиканскими объединениями являются объединения христиан веры евангельской – 525 общин и евангельских христиан баптистов – 282 общины.

Греко-католическая церковь в Республике Беларусь представлена 16 общинами, 5 культовыми зданиями.

В Республике Беларусь зарегистрированы 34 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 29 культовых зданий.

В трех  иудейских религиозных объединениях насчитывается 51 религиозная община, из них 7 общин имеют автономный статус. В распоряжении верующих имеется 10 культовых зданий.

Также в республике действуют 24 мусульманские религиозные общины.

* Информация из открытых источников по состоянию на апрель 2023 года

Социология

Инфометрика

Инфометрика

Одним из медийных трендов апреля стал ряд религиозных праздников, традиционно отмечающихся представителями различных конфессий Беларуси. Так, в национальном информационном пространстве активно представлена тематика пасхальных дней: ”Светлая Пасха – неисчерпаемый источник духовной стойкости, главный символ возрождения, веры и надежды“ (”БелТА“). Помимо этого, внимание медиаресурсов обращено на поздравление Главы государства верующих иудейской конфессии с Песахом: ”Александр Лукашенко отметил: светлый праздник для иудеев особенно дорог как напоминание о том, что искренняя вера в божественную силу творит чудеса“ (”СТВ“).

Инфометрика

В этой связи тематика межконфессионального мира и согласия
в публикациях белорусских информационных ресурсов упоминается через призму отсутствия религиозных конфликтов, доступности храмов, свободу вероисповедания.  

Инфометрика

Комментарий эксперта

Мартинович Владимир Александрович

Мартинович Владимир Александрович

Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук

Новые религиозные течения в жизни белорусского общества

Когда люди говорят о запрете «деструктивных религиозных течений» и контроле над ними, они перекладывают ответственность за «борьбу с неведомым злом» на государство. Однако государство не всесильно перед лицом нетрадиционной религиозности, которая неизменно существовала на протяжении всей истории человечества и пережила рост и падение целых империй, не говоря уже о множестве разных стран.

Сектантство представляет собой сложную систему, глубоко интегрированную в жизнь любого общества, пребывающую в процессе постоянных изменений, и, что наиболее важно, в своих разных элементах по-разному реагирующую на одни и те же внешние вызовы. Именно поэтому не существует одного оптимального метода работы с сектами, поскольку то, что будет способствовать ослаблению одних групп, обязательно будет содействовать укреплению других. Более того, условием роста и развития ряда сект является критика, запреты и гонения на них, а в свободном обществе группы этой разновидности увядают. Большинство сект не боится запретов, тюрем и лагерей, они боятся свободы слова, спокойной, обоснованной, взвешенной критики, на которую им разрешается свободно возражать, но на которую они ничего существенного возразить не могут.

Эффективная государственная политика в этой сфере должна работать на укрепление способности государственных структур, гражданского общества и населения самостоятельно, без подсказок и помощи экспертов распознавать сектантство и спокойно реагировать на него. Во-первых, не следует отрицать само существование и присутствие феномена нетрадиционной религиозности в жизни белорусского общества, а всесторонне его изучать путем создания специализированных научно-исследовательских религиозных центров. Во-вторых, следует наращивать объемы информационно-просветительской работы с населением, педагогами школ, работниками социальной сферы и идеологии по проблематике сектантства; объективно и беспристрастно рассказывать о новых религиозных движениях, их истории, учении, структуре и культовой практике. Это позволит воспитывать у граждан критическое мышление, чтобы они принимали взвешенные решения относительно участия в новых религиозных течениях.

Светлана Алейникова

Светлана Алейникова

Аналитик БИСИ

Социальная функция церкви наиболее близка идее социального государства

По последним социологическим исследованиям, большинство населения (84%) идентифицирует себя с православием, принадлежность к которому, как правило, проявляется на уровне семейной традиции и почитания религиозных праздников (Рождество, Пасха, Радуница).

Религия выступает одним из глубинных оснований национальной идентичности белорусов и воспринимается ими в первую очередь как наследие предков, традиция, помогающая поддерживать связь с родной культурой, источник нравственных ориентиров и утешения в трудную минуту, способ понимания мира.

В то же время белорусское общество нельзя назвать религиозным. Как показал проведенный социологический опрос, в бога верит около 53% белорусских граждан, при этом за последние годы в два раза возросло число неверующих (атеистов). Само православие благополучно уживается с элементами язычества и эзотерики – верой людей в НЛО, порчу, реинкарнацию, космический разум и т.п.

Сама же Церковь традиционно занимает лидирующую позицию в рейтингах уровня доверия граждан. С Православной церковью респонденты связывают ожидания по поводу формирования базовых ценностей, традиций, исторической памяти общества. Все большую значимость для белорусов приобретает социальная функция церкви: нравственное воспитание молодежи, работа с зависимыми людьми, помощь многодетным семьям, старикам, инвалидам.

Идеалы служения и социальной помощи нуждающимся наиболее близки концепции социального государства. Следование этим идеалам и воспитание молодежи будут способствовать реализации общих целей развития нашей страны – обеспечению мира и благополучия, высокому качеству жизни белорусских граждан.

Прокрутить вверх