ЯНВАРЬ 2025

Электоральный суверенитет – общественный ракурс

«Выборы Президента прошли в Беларуси
на высоком организационном уровне, без потрясений»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

Просим принять участие в онлайн-опросе на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology и высказать свое мнение относительно проведения военного парада в честь Дня Независимости в Минске

Проблематика

Принятые за последние пять лет государственные меры по совершенствованию законодательных, институциональных и информационных условий общественно-политических отношений, внедрение инновационных форматов взаимодействия населения и органов государственного управления, переоценка гражданами ценностной матрицы в сторону мира и безопасности – все это способствовало укреплению институционального доверия в обществе, развитию политической культуры и гражданской ответственности граждан, обеспечив электоральный суверенитет в ходе выборов–2025. Основная задача на ближайшие годы – закрепить положительные тенденции, сформировать основы долгосрочного устойчивого развития общества.

Актуальная социология

Высокая электоральная активность граждан и результаты избирательной кампании во многом определялись следующими трендами в социальных настроениях и ценностных ориентирах белорусов:

Рост консолидации белорусского общества: в сложные периоды эскалации геополитической обстановки люди, как правило, с пониманием относятся к некоторым трудностям, готовы вместе решать проблемы, ценят достигнутые успехи, стремятся сохранить благополучие и безопасность.

Повышение институционального доверия: большинство граждан поддерживают государственные меры по регулированию общественной жизни и обеспечению социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан, доверяют Главе государства, Правительству, министерствам и другим органам государственного управления, а также отмечают позитивные изменения в ключевых сферах жизнедеятельности общества за последние пять лет.

Как изменилось состояние основных сфер за последние пять лет в Республике Беларусь? (в %*)

Как изменилось состояние основных сфер за последние пять лет в Республике Беларусь?
*Республиканский социологический опрос проведен Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ в ноябре 2024 года. Выборка – 1500 респондентов.

Трансформация патерналистских установок: справедливость понимается населением в бо́льшей степени не как равномерное распределение благ, а как обеспечение равных возможностей, необходимых для самореализации граждан. Многие (85 процентов) схожи во мнении, что государство создает необходимые условия, а личное благополучие зависит от индивидуальной инициативы и активности конкретного человека.

Рост политической осознанности: большинство граждан считают выборы своим гражданским долгом (82,6 процента), основательно подошли к анализу предвыборных программ кандидатов в Президенты и оценке их деятельности, а также проявили высокий интерес к политической жизни страны в период электоральной президентской кампании–2025.

Критическое восприятие медиаинформации: при выборе информационных источников наиболее важными критериями для граждан выступают достоверность, объективность и актуальность, бо́льшим доверием пользуются республиканские государственные СМИ. В качестве субъектов подачи информации приоритетными видятся лидеры общественного мнения, высшие должностные лица и представители местных органов государственной власти.

Как показал весь ход избирательной кампании, в обществе сформирован иммунитет к популизму и информационным вбросам. Это создает основу для осознанного отношения граждан к социально-политическим процессам, бо́льшей ответственности избирателей. В совокупности перечисленные тенденции способствуют укреплению стабильности в обществе как одной из фундаментальных опор государственного суверенитета Республики Беларусь.

Актуальная статистика

По итогам выборов за Александра Григорьевича Лукашенко проголосовали 86,82 процента избирателей; за Сергея Александровича Сыранкова – 3,21 процента; за Олега Сергеевича Гайдукевича – 2,02 процента; за Анну Анатольевну Канопацкую – 1,86 процента; за Александра Николаевича Хижняка – 1,74 процента.

Явка избирателей на выборах Президента Беларуси по всей стране составила 85,70 процента. В Брестской области – 90,56 процента, в Витебской – 86,39 процента, в Гомельской – 91,54 процента, в Гродненской – 89,28 процента, в Минской – 86,71 процента, в Могилевской – 92,64 процента, в г. Минске – 69,72 процента.

В качестве международных наблюдателей были аккредитованы 486 представителей из 52 стран, включая страны Африканского континента, Латинской Америки, Азии, пространство СНГ, а также 17 европейских стран.*

*По данным Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь

Инфометрика

В белорусском информационном пространстве закрепилось представление о Великой Отечественной войне и Дне Независимости Республики Беларусь как знаковых событиях, связанных с освобождением страны от немецко-фашистской оккупации, выступающих основой исторической памяти белорусского общества и связи поколений.

Инфометрика

Анализ национального инфополя показал, что за период с 01.01.2025 по 31.01.2025 по теме «Выборы – 2025» опубликовано 19 228 материалов в СМИ и 40370 – в ТГ-каналах.

Новостные сюжеты акцентировали внимание на прозрачности избирательного процесса («Во Дворце культуры профсоюзов начал работу Центр общественного наблюдения за выборами» («СТВ»), активном участии граждан («Белорусы удивляют активностью и выбирают сердцем: как стартовало досрочное голосование» (1prof.by), осознанности выбора («В основном избиратели четко знают процедуру голосования и часто приходят семьями» («СБ. Беларусь сегодня»).

Особое внимание уделено международному сотрудничеству и оценкам зарубежных партнеров («Очень высокий уровень подготовки. Наблюдатель от СНГ об электоральной кампании в Беларуси» («БелТА»).

Инфометрика

Комментарии экспертов

В рамках международного круглого стола, организованного Белорусским институтом стратегических исследований 27 января 2025 года, ученые, эксперты и международные наблюдатели из Азербайджана, Кыргызстана, Молдовы, Сербии, России, Узбекистана поделились опытом организации выборов и противодействия вмешательству в избирательные процессы.

В ходе обмена опытом Белорусский институт стратегических исследований представил международным наблюдателям аналитический доклад «Вмешательство в выборы: динамика и способы предотвращения».

Бояшов

Бояшов Анатолий

Аналитик БИСИ

Формула электорального суверенитета – опыт Беларуси

Формула Беларуси включает пять основных составляющих электорального суверенитета. В первую очередь, это сохранение устойчивой иерархии во главе с Президентом Республики Беларусь в ходе трансформации политической системы. Обновлены нормы, регулирующие деятельность политических партий и гражданского общества. Но при этом сохранена устойчивая модель государственного управления.

Во-вторых, это синергия Всебелорусского народного собрания и института Главы государства как новая форма народовластия. Мандаты между ВНС и Президентом перераспределены, но при этом обеспечено «встраивание» ВНС в институт Главы государства.

В-третьих, это прозрачная и несложная избирательная система. На всех избирательных уровнях – от выборов местных Советов депутатов до запуска пятилетней программы социально-экономического развития – синхронизирован пятилетний избирательный цикл.

В-четвертых, избирательные процессы организованы на основе принципа приоритетности национального законодательства, что вошло в Концепцию национальной безопасности в качестве термина «электоральный суверенитет».

В-пятых, выстраивание международных связей на основе двух стандартов: многообразия политических систем и электоральной безопасности. Нам удалось ни от кого не закрыться и создать пространство для взаимодействия с единомышленниками в условиях беспрецедентного санкционного давления.

Игорь Коротченко

Игорь Коротченко

Российский военный эксперт

Законодательное закрепление защиты электорального суверенитета в рамках Союзного государства

Победу Лукашенко нельзя оспорить или изменить, так же как и выбор, сделанный белорусским народом. Этот факт признают сегодня все: друзья — с радостью, враги — с ненавистью. Беларусь успешно справилась с попыткой Запада раскачать страну. Это стало возможным благодаря слаженной работе органов власти, общественных организаций, партий, института президентства, Главы государства, спецслужб и силовых структур. Такое взаимодействие привело к тому, что у оппонентов страны, несмотря на наличие желания, финансов, людей и политически сформированного заказа, ничего не получилось.

Это событие стало ярким примером того, как можно не дать враждебным силам влиять на внутреннюю ситуацию в государстве. Думаю, что Беларуси и России следует на законодательном уровне зафиксировать, что попытки иностранных государств оказывать влияние на электоральные процессы — это акт вооруженной агрессии в новом формате. Такое четкое закрепление в законодательной базе поможет стране противостоять внешним угрозам и вызовам.

Елена Пономарева

Елена Пономарева

Профессор МГИМО

Комплексный подход в обеспечении электоральной безопасности

Беларусь в очередной раз удивила. Вопросы безопасности на выборах были на самом высоком уровне. Эксцессы и неприятные моменты либо исключены, либо нивелированы на начальном уровне. Основной день выборов показал колоссальную работу, проведенную накануне: видно, как готовилось общество, какие выводы сделало государство с августа 2020‑го. Тогда появились неучтенные проблемы, не было необходимого диалога с обществом. Теперь этот диалог выстроен. Результат налицо. На избирательных участках постоянно находилось феноменальное количество наблюдателей, которые следили за легитимностью процедуры.

Вообще электоральная безопасность — вопрос составной, и меры по ее обеспечению должны быть комплексными. В широком смысле она связана с информационной безопасностью, а значит, государство должно принимать очень жесткие меры, чтобы на его территории и за счет его ресурсов не работали зарубежные структуры. Любое вмешательство во внутренние дела страны нужно трактовать как акт агрессии.

Душан Пророкович

Душан Пророкович

Руководитель Центра евразийских исследований Института международной политики и экономики Сербии

О формах подрыва электорального суверенитета

Сегодня существует и активно используется в вопросах подрыва электоральной безопасности и «цветных революций» такая форма, как мобократия — власть толпы, которая не понимает, как организовать политический процесс, но исходя из протестных побуждений разрушает предыдущий политический порядок и законность. Мы наблюдаем ее в Украине с 2014 года.

Однако на избирательный процесс можно влиять даже без использования технологий «цветной революции». Пример такого финансирования хорошо известен во всех европейских странах, стратегически связанных с Евросоюзом. В этой связи важно понимать, что любое отклонение от государственной модели влечет за собой серьезные внутренние подрывы как экономические, так и социальные. Поэтому избиратели должны голосовать правильно, если они хотят определенности и стабильности в стране.

Если избиратели голосуют не так, как это угодно Евросоюзу, государству отказывают в кредитах, понижают инвестиционный рейтинг, вводят санкции и используют другие способы. Этот коварный метод воздействия на выборы и шантажа избирателей широко распространен, причем в нем задействованы не только средства массовой информации, но и научное сообщество, которое выдвигает теории, доказывает безальтернативность данной модели развития страны.

Еще одна форма подрыва суверенитета предполагает существование корпоративной демократии, а именно посредством тайной приватизации государственного имущества, реализации неолиберальной модели развития международными корпорациями, то есть американские корпорации берут на себя управление ресурсами. Все это ведет к серьезной дестабилизации на внутренней политической арене с крайне неопределенными последствиями. Думаю, что конфликт в Украине — не последний в Европе. Евросоюз не хочет, чтобы европейский порядок изменился. Они думают, что у них сила, у них право диктовать, как нужно делать. Не всегда всё в наших руках в международных отношениях. Проблема кроется в коллективном Западе.

Прокрутить вверх