Пульс Общества
АВГУСТ 2023

Вступительная кампания 2023: новые подходы

«Правила приема должны обеспечить справедливое отношение и создать равные возможности для получения образования в высших учебных заведениях для всех поступающих»

Президент Республики Беларусь
Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

БИСИ приглашает Вас поучаствовать в ежемесячных тематических онлайн-опросах, реализуемых на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology на странице проекта «Пульс общества».

Повысить качество вступительных испытаний в вузы, по мнению общественности, позволит определение четких критериев оценки знаний абитуриентов. Внимание к данному вопросу во многом связано с процессом адаптации к новым условиям проведения экзаменов, поскольку в 2023 году изменился не только формат испытаний (введен единый централизованный экзамен в школе), но и структура и содержание тестирующих комплексов.

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В ВУЗЫ
(в % от числа опрошенных)

Определение четких критериев оценки знаний абитуриентов
54.7%
Индивидуальный подход оценивания для каждого абитуриента
36.5%
Строгое соответствие набора в вузы потребностям экономики и рынка труда
31.5%
Соответствие вступительной кампании международным стандартам
24.3%

Актуальная социология

Обществом в целом положительно восприняты новые подходы к вступительной кампании в учреждениях высшего образования и итоговой аттестации за курс средней школы, введенные Министерством образования в 2023 году. Учителя отличаются более позитивной оценкой внесенных изменений, полагая, что действующий формат вступительных испытаний (два централизованных экзамена (ЦЭ) + один ЦТ) позволяет не только оценить потенциал выпускника (72 процента), но и повысить качество отбора абитуриентов в вузы (57 процентов). Преподаватели в вузах более критичны к нововведениям: они выступают за более глубокую оценку аналитических и творческих способностей абитуриентов, в том числе в сочетании тестирования с экзаменом. Родительской общественностью новый формат вступительных испытаний воспринимается в позитивном ключе ввиду снижения нагрузки на учащихся.

Наиболее оптимальный формат вступительных испытаний (мнения родителей, преподавателей, учителей)

Вступительная кампания
* онлайн-опрос проведен в июне 2023 года. Всего в опросе приняли участие 470 преподавателей, 2472 учителей и 6001 родителей.

Важной целью высшего образования является создание условий для поддержания в обществе социальной справедливости и социальной стабильности посредством обеспечения гражданам равных прав в получении образования и доступа к знаниям. Именно поэтому главный запрос общественности (родительской и педагогической) к вступительной кампании связан с определением четких объективных критериев оценки, внедрением механизмов, которые позволяют, с одной стороны, снизить субъективизм в рамках проведения вступительных испытаний, а с другой – не упустить наиболее мотивированных и одаренных молодых людей.

Актуальная статистика

В сравнении с прошлым годом выросли проходные баллы по большинству специальностей. Максимальные проходные баллы сложились по специальностям: «Международное право» в БГУ (398 баллов), «Программная инженерия» в БНТУ и БГУИР (394), «Электронная экономика» в БГУИР (393), «Востоковедение» в БГУ (393), «Лингвистическое обеспечение межкультурной коммуникации» в ВГУ им. П.М.Машерова (378), «Экономическая информатика» в БГЭУ (372), «Правоведение» в ГрГУ им. Я.Купалы (370), «Психология» в БГПУ им. М.Танка (361).

Большой конкурс на место зафиксирован по специальностям «Графический дизайн и мультимедиадизайн» в ГрГУ им. Я.Купалы (18,6 человек на место) и в БГУ (14,8 человек на место), «Стоматология» в ВГМУ (12,0 человек на место), «Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом» (6,0 чел. на место) и «Психология» (5,8 чел. на место) в БГПУ им. М.Танка.

Выросло количество абитуриентов, которые по результатам ЦЭ и ЦТ с учетом среднего балла аттестата набрали более 300 баллов (например, в БГУ это 92,4% от общего количества зачисленных, в их числе 4 абитуриента, набравшие 400 баллов; в БГУИР по всем, а в БГЭУ практически по всем специальностям проходной балл выше 300).

Инфометрика

Инфометрика

В белорусских СМИ вступительная кампания традиционно освещается в деталях. Этот год не стал исключением. Главными темами, которые затрагивают СМИ, являются правила поступления, оценки, баллы и конкурсные отборы: «Узнали, какие специальности оказались в топе у абитуриентов в этом году» («CБ. Беларусь сегодня»). Кроме того, СМИ публикуют интервью с абитуриентами и студентами, которые делятся своим опытом поступления и учебы в высших учебных заведениях: «Талантливый абитуриент намерен поступать в БГУИР» («БелТА»). В целом освещение вступительной кампании в белорусских СМИ является достаточно информативным. Оно помогает абитуриентам и их родителям получить необходимые сведения о поступлении и выбрать наиболее подходящее высшее учебное заведение.

Анализируя ассоциативный ряд («облако тегов») необходимо сделать вывод, что в белорусском информационном пространстве тема вступительной кампании преимущественно освещается сквозь призму подготовки к экзаменам и тестированию, результатов вступительных испытаний, конкурсного отбора и возможности получения бюджетного образования, информации о вузах и их специальностях.

Комментарий эксперта

Андрей Мишин

Андрей Мишин

Аналитик БИСИ

Профессиональная пригодность и «реальность» профессии – важные проблемы в образовательной сфере

Нововведения текущей вступительной кампании в вузы республики коснулись вопросов закрепления талантливой молодежи, помощи региональным вузам, оптимизации экзаменационных процедур в «образовательной вертикали». В целом это воспринято экспертным сообществом и обществом довольно позитивно. Однако отмечается важность проработки и других проблемных аспектов системы высшего образования в рамках подготовки квалифицированных мотивированных специалистов. В качестве ключевых таких аспектов можно рассматривать вопросы профессиональной пригодности.

Так, по оценкам молодых специалистов Витебской области, основной причиной (более 43%) низкой закрепляемости кадров после обязательной отработки (а порой и прекращения отработки разными способами) и в целом «сохранения в профессии» выступает необдуманный выбор специальности или разочарование в ней. В результате значительные средства, затраченные на подготовку специалистов, «рассеиваются», поскольку после «погружения в профессию» многие покидают не только рабочие места, но и выбранную сферу деятельности, что приводит к «вымыванию» кадров, создает сложности с формированием прослойки опытных специалистов в отрасли.

Это свидетельствует о недостаточности профориентационной работы и производственной практики как основных источников формирования представления будущих специалистов о профессии. В связи с этим назрела необходимость оценки мотивационных предпочтений выпускников школ, их готовности к освоению определенной профессии, пониманию ее содержания, плюсов и минусов той или иной профессиональной деятельности (особенно по специальностям медицинского, педагогического и ветеринарного профиля).

Частичным решением такой проблемы может стать развитие практики профильных классов, которые достаточно неплохо показали себя по педагогическому и аграрному профилям. Учащиеся успевают понять «основы реальности» профессии и подходят к вступительной кампании с более обдуманной позицией.

В 2023 году из классов (групп) педагогического профиля выпустилось свыше 400 учащихся. Каждый шестой продолжил обучение в регионе по профилю, поступив в Витебский государственный университет им.П.М.Машерова (выпускники педагогических классов занимают порядка 12 % в наборе вуза на бюджетные места), часть пополняет ряды абитуриентов БГПУ им.Танка.

Целесообразно разрабатывать и внедрять и иные форматы профессионального отбора будущих абитуриентов с привлечением вузов. Хорошо зарекомендовал себя в этом направлении опыт волонтерской работы старшеклассников (в качестве техперсонала, ассистента медработника и т.д.) при медицинских учреждениях, который практикуется, например, в Германии как форма профориентационной работы. Распространить его возможно и на другие отрасли. Данный подход – хорошая возможность на практике оценить потенциал каждого абитуриента.

Елена Деканская

Аналитик БИСИ

Вступительная кампания - 2023 продемонстрировала успешность профориентации в общеобразовательных школах и лицеях

Благодаря совместной работе всех заинтересованных (организаций – заказчиков кадров, горрайисполкомов, учреждений профессионального образования, родителей) абитуриенты, еще будучи учащимися школ, были вовлечены в жизнь профучреждений через телеграм-канал «Профессиональное образование Могилевской области», профессиональные субботы, Дни открытых дверей, которые проходили с обязательным участием представителей организаций- заказчиков кадров. Школьники участвовали в профессиональных конкурсах по различным компетенциям, организованных учреждениями профобразования, олимпиадном движении, посещали школу юного зоотехника и ветеринара, ярмарки целевой подготовки и т.д. Это позволило сделать осознанным выбор абитуриентов и повысить конкурс на место для получения среднего специального образования. Как итог, в ссузы было принято 2118 человек, в том числе за счет средств бюджета – 1744. Всего профессионально-техническое образование получат 3379 человек, из них 456 будут обучаться на условиях целевой подготовки. На некоторые специальности профессионально-технического профиля конкурс достигал 1,5-2,7 человека на место.

Максим Иванов

Максим Иванов

Аналитик БИСИ

Особенности вступительной кампании 2023 в вузах Брестчины

Завершилась приемная кампания в учреждения высшего образования Брестчины. В нынешнем году абитуриенты из сельской местности предпочитали технические и педагогические специальности, а городские – экономические и лингвистические.

Абсолютно все вузы региона выполнили план набора на бюджетную форму получения образования. Повышению конкурса способствовал существенный рост целевого набора на социально значимые и экономически востребованные специальности. Например, в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина темп роста относительно прошлого года составил 210 %, причем «целевики» заняли порядка 20 % бюджетных мест. В то же время несмотря на активное включение организаций-заказчиков (Государственный таможенный комитет, УП «Брестоблгаз», ОАО «Савушкин продукт» и др.) план набора в Брестском государственном техническом университете (БрГТУ) был выполнен только на 80 %.

Следует констатировать и то, что не все вузы области выполнили контрольные цифры набора абитуриентов на платную форму обучения. Так, рост набора в медицинские вузы и колледжи способствовал снижению спроса на специальности биологического профиля. Невостребованными оказались места на филологические, отдельные экономические и технические специальности. Традиционно наибольшей популярностью пользовались туризм и урбанология, инклюзивное образование и психология, юриспруденция, маркетинг и логистика. Примечательно, что БрГТУ полностью выполнил план набора на экономическом факультете несмотря на более высокую стоимость обучения, чем в некоторых экономических вузах Минска. Это подтверждает тезис, что в этом году региональные вузы стали реальными конкурентами столичным на рынке образовательных услуг.

Прокрутить вверх