АПРЕЛЬ 2024

БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО:
ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

«Бизнес должен иметь понятные правила для старта и роста, а государство – добросовестного плательщика налогов и партнера в реализации программ развития»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

Просим принять участие в онлайн-опросе на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology и высказать свое мнение о ключевых тенденциях развития предпринимательства в Беларуси.

Изменение законодательства в сфере ведения бизнеса повлияло на общественную оценку гражданами условий предпринимательской деятельности в сторону их усложнения, что возможно определяется недостаточной информированностью о позитивных последствиях новых правил либо неверной трактовкой внесенных изменений.

Каковы, на Ваш взгляд, превалирующие тенденции развития предпринимательской деятельности в Беларуси?
(в % от числа опрошенных)

Ограничение условий для развития предпринимательства
62.5%
Рост числа желающих заниматься бизнесом
37.5%
Цифровизация предпринимательской деятельности
37.5%
Развитие государственно-частного партнерства
18.75%
Расширение социального предпринимательства (уход за пожилыми людьми, инвалидами)
18.75%
Развитие предпринимательства в сельской местности (фермерство, агроусадьбы)
12.5%
Расширение международного взаимодействия в бизнес-среде
12.5%

Проблематика

Негосударственный сектор играет важную роль в развитии экономики страны: по разным оценкам, его вклад составляет 40-45% (например, МСП генерирует 20% объемов промышленного производства, 30% розничного товарооборота в торговле и почти половину товарооборота в общепите). Ощутима значимость в использовании трудового потенциала страны – более 40 процентов граждан заняты на предприятиях частной формы собственности. 

Со своей стороны государство создает все условия для развития коммерческих предприятий и частной инициативы: осуществляет финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, расширяет и адаптирует законодательное сопровождение предпринимательской деятельности, расширяет структуры взаимодействия между бизнесом и государством, в том числе в формате государственно-частного партнерства и т.д.

Актуальная социология

Бизнес-сообщество позитивно воспринимает взаимодействие с государством по корректировке и разработке нормативных правовых актов, затрагивающих законодательное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, в том числе по вопросам мер финансовой поддержки. Так, большинство опрошенных предпринимателей высказались одобрительно в отношении следующих нововведений, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности»: внедрение новых инструментов государственной финансовой поддержки, в том числе гранты за счет средств местных бюджетов, субсидии на возмещение части капитальных затрат на реализацию инвестпроектов; расширение мер государственной финансовой поддержки субъектов среднего предпринимательства и др.

Эффективными путями взаимодействия власти и бизнеса выступают, по мнению участников опроса, прежде всего усиление роли бизнес-союзов в принятии решений, а также более широкое развитие института оценки регулирующего воздействия, для развития которого актуальным является формирование более открытой информационно-коммуникационной среды и разработка соответствующих методических рекомендаций.

«Что, на Ваш взгляд, повысит эффективность взаимодействия государства и бизнеса?», в %

Актуальная социология
* Онлайн-опрос представителей бизнеса проведен БИСИ в ноябре 2023 года. Объем выборки – 2137 человек.

В отношении условий ведения бизнеса в Беларуси бизнес-сообщество традиционно обращает внимание на большое количество контрольных (надзорных) мероприятий и бюрократических процедур, выборочных и внеплановых проверок, разрешительный характер большинства административных процедур в бизнесе, излишний патернализм государства, а также неравные условия работы для государственного и частного сектора экономики. Фактором, осложняющим планирование предпринимателями своих жизненных и бизнес-стратегий, выступает недостаточная сфокусированность законодательства: при разработке нормативных правовых актов нет четкого понимания пути экономического развития и роли бизнеса в нем.

В современных реалиях особую актуальность приобретают вопросы согласованности интересов и координации усилий государства и бизнеса как основных институтов для обеспечения устойчивого функционирования экономики и социальной сферы: «Следует чаще проводить диалоговые площадки заинтересованных сторон с участием Советов по развитию предпринимательства и представителей исполнительной власти и органов, выдающих лицензии, для приведения в соответствие существующих требований с реальной необходимостью»; «Оценить все процедуры на степень адекватности и сопоставить их с государственными целями. Если нужно больше производственников, которые могут и валюту в страну привлекать и развиваться, то сделать упрощенную процедуру получения сертификата производства» (из индивидуальных высказываний предпринимателей).

Актуальный рейтинг

Ежегодный рейтинг Всемирного банка Doing Business (Ведение бизнеса) оценивает простоту осуществления предпринимательской деятельности в 190 странах мира. Рейтинг составляется путем измерения совокупных показателей по 10 темам (регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности), каждая из которых состоит из нескольких индикаторов. Результаты данного рейтинга побуждают страны к более эффективному регулированию и служат ориентиром для проведения реформ, а также являются значимым ориентиром и источником информации для потенциальных инвесторов.  

Согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business, показатель благоприятности ведения бизнеса в Беларуси за 2010–2020 гг. вырос с 52% до 74,3% передовой мировой практики, достигнув уровня других европейских развивающихся стран и стран с формирующимся рынком (Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Молдова, Черногория, Северная Македония, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Турция).

Инфометрика

Инфометрика

По данным ИАС «Инфометрика», значимые новостные сюжеты с начала 2024 года по тематике бизнеса прежде всего связаны с политикой государства по регулированию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь («В Минфине рассказали о новациях закона по вопросам предпринимательской деятельности»), встраиванием цифровизации в бизнес-процессы («По результатам исследования, общий уровень digital-зрелости белорусского бизнеса находится на фрагментарной ступени»), а также активным взаимодействием бизнес-сообщества Беларуси на международное арене.

Инфометрика

Контент-анализ содержания публикаций белорусского медиаполя в рамках тематики бизнеса и государства позволяет судить о разноплановом и динамичном характере их взаимодействия (развитие, возможность, экономика, деятельность, направление, рынок, проект, участие) с учетом выполнения стратегически значимых задач по развитию экономики страны.

Инфометрика

Комментарий эксперта

Павлыш Эдуард

Эдуард Павлыш

Аналитик БИСИ

Экономическая политика: взаимодействие государства и бизнеса

Формы, направления и характер взаимодействия государства и частного бизнеса, как представляется, не могут рассматриваться вне контекста особенностей национальной экономической модели, ресурсно-географических и технико-технологических параметров и масштабов национальной экономики, емкости внутреннего рынка, а также геоэкономических и геополитических факторов конкретного исторического момента.

Одной из особенностей отечественной экономической модели является, с одной стороны, существенная доля государства в собственности коммерческих предприятий, а с другой стороны – догоняющая модель экономического развития и необходимость импортозамещения, подразумевающая определенную степень протекционизма (в том числе и внутреннего) для государственных предприятий. Объективно частный бизнес самостоятельно не способен в сжатые сроки решить вопросы технологического развития (ввиду низкой емкости внутреннего рынка), а геополитическая и геоэкономическая ситуации сегодня ограничивают доступ на наиболее платежеспособные географические сегменты мирового рынка, равно как и возможности прямого заимствования технологий большинства развитых стран. При этом в стратегической перспективе никто не отменяет социальной направленности экономики нашей страны и, соответственно, необходимости всех экономических субъектов вне зависимости от форм собственности участвовать в решении социальных задач.

Стоящие перед государством задачи требуют принятия многих на первый взгляд непопулярных решений, в том числе и в отношении частного бизнеса. Важно в данной ситуации понимать, что сложная ситуация на внешнем контуре так или иначе будет требовать в первую очередь от частного бизнеса определенных компромиссов.

Если фактор ужесточения контрольно-надзорных процедур и разрешительный характер правового регулирования предпринимательской деятельности, безусловно, могут и должны быть предметом диалога между бизнесом и государством, то, например, вопросы фискальной политики представляются надуманными. Налоговая нагрузка в экономической системе Беларуси, конечно, далеко не самая низкая в мире, но тем не менее гораздо комфортнее, чем во многих развитых странах. Так, в 2021 году, по оценкам Всемирного банка, налоговые поступления в Республике Беларусь составили 12,83% от ВВП .

Сравнение отдельных стран по доле налоговых поступлений в ВВП в 2021 г. (%)

Сравнение отдельных стран по доле налоговых поступлений в ВВП в 2021 г. (%)

Это больше, чем, например, в Китае (7,97%), России (11,65%) и США (11,44%), но существенно меньше, чем в Чили (19,6%), Эстонии (21,42%), Франции (23,96%) и тем более Швеции (27,91%) и Дании (34,81%).

Если же брать долю всех доходов государства в ВВП (включая неналоговые), то и здесь Республика Беларусь не будет выглядеть чрезмерно жестко.

Сравнение отдельных стран по доле государственных доходов и расходов в ВВП в 2023 году (%)

Сравнение отдельных стран по доле государственных доходов и расходов в ВВП в 2023 году (%)

В 2023 году доля доходов государства в ВВП у нашей страны составляла 34,85%, тогда как в Великобритании – 39,76%, в Швеции – 47,72%, а во Франции – 51,92%. Иными словами, количественные параметры фискальной нагрузки в нашей стране уже выглядят существенной уступкой со стороны государства и не могут рассматриваться как фактор, сдерживающий развитие предпринимательской инициативы.

Со стороны государства следует сохранять открытость к диалогу в разрезе поиска оптимальных условий ведения бизнеса в сложившейся экономической ситуации.

Елена Прохорова

Елена Прохорова

Генеральный директор, учредитель ООО «Интеллектуальные технологии бизнеса

Сдерживающие факторы развития бизнеса в Беларуси

Для полной интеграции частного бизнеса в экономику государства необходимо полноценное доверительное и взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса.

В нашей стране созданы экономические стимулы для формирования так называемого среднего класса бизнеса, который является основным катализатором роста ВВП, т.к. именно этот пласт может быстро и эффективно реагировать на запросы рынка и темпы экономики.

Но есть два сдерживающих фактора:

  1. За последние 4 года налоговый кодекс неоднократно претерпевал изменения. Бизнес видит необходимость в стабилизации налогового законодательства вплоть до введения моратория на внесение изменений для обеспечения устойчивости и прогнозируемости деловой среды. Принципы пятилетнего планирования пришли к нам еще из СССР, а ситуация, при которой налоговый кодекс меняется каждый год, создает определенные вызовы для бизнеса. Необходимость постоянно пересматривать стратегии и процессы под новые налоговые требования увеличивает неопределенность и риски. Это может препятствовать способности компаний планировать свою деятельность на длительные сроки, что в конечном итоге может замедлить экономический рост и инвестиции.

Предложения в данном направления могут быть следующими:

  • проводить более широкие консультации с бизнес-сообществом и экспертами при разработке изменений в налоговом законодательстве;
  • делать изменения в налоговом кодексе не так часто, а сконцентрировать усилия на улучшении стабильности и прогнозируемости налоговой системы;
  • внедрять переходные периоды для компаний, чтобы они имели достаточно времени на адаптацию к новым налоговым правилам;
  • использовать анализ последствий при внесении изменений в налоговое законодательство, чтобы оценить и минимизировать возможные негативные эффекты на бизнес;
  • содействовать прозрачности и понятности налоговых изменений с целью обеспечения более эффективного соблюдения новых требований.
  1. Средний класс может формировать серьезный инвестиционный потенциал страны, оставляя ресурсы здесь, но принцип «не клади яйца в одну корзину» у нас работает искаженно. Диверсификация рисков инвестора зачастую рассматривается как попытка уклонения от уплаты налогов путем дробления бизнеса. Как показывает практика, данный вопрос актуален не для какого-то конкретного региона, а в целом для всей страны.

Проблема видится в том, что в настоящее время в законодательстве нет четкого понятия, дающего определение «дробление бизнеса», есть размытая формулировка и фривольная трактовка.

Выходом из сложившейся ситуации со стороны бизнес-сообщества видится выработка четких критериев, определяющих, где заканчивается минимизация субъектом хозяйствования налоговых издержек и начинается незаконная деятельность по уклонению от уплаты налогов, с их последующим закреплением в конкретных нормативных актах. Это будет способствовать повышению культуры ведения бизнеса, стимулированию предпринимательской и инвестиционной активности.

На сегодняшний день контролирующими органами активно применяется статья 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, однако методология их действий не всегда является логически безупречной и не всегда соответствует экономической сути правоотношений, что влечет за собой негативные последствия для плательщиков. Многие компании решают уплатить доначисленные налоги без обращения в суд и без обжалования результатов проверок. Такой выбор продиктован распространенным в бизнес-среде мнением о том, что оспаривание решений налоговых органов не имеет реальных перспектив и поэтому бессмысленно.

Но во многих случаях применения ст. 33 НК оказывается, что субъект хозяйствования не в состоянии выплатить размер ущерба, в итоге бюджет не только не пополнится, но и потеряет денежные средства, которые уплачивались ранее. Да, конечно, недобросовестность плательщиков имеет место быть, но реальному бизнесу хотелось бы знать более четко и детально правила применения ст. 33 НК.

Виктор Маргелов

Виктор Маргелов 

Сопредседатель, директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей

Бизнес, общество и государства: доверие и ответственность

Для развития МСП сегодня самым важным и результативным считаю установление должного статуса предпринимателя, отношения к нему, обеспечение защиты его законных прав, снятие лишних обременений в его деятельности. Сегодня нужно измениться и предпринимателям: время одиночек уходит. Перед нами стоят очень серьезные вызовы: преодолеть острый кадровый голод, поднять регионы, повысить уровень благосостояния всех граждан Беларуси. Это возможно только в случае грамотных согласованных действий бизнесов, государства и общества.

Мы преодолеем все, если будем должным образом доверять друг другу, ответственно относиться к принятым на себя обязательствам. В предпринимательстве заложен огромный нераскрытый потенциал, но реализация его требует огромных ежедневных усилий. Мы знаем, как это сделать, в основных чертах мы передали нужные предложения соответствующим государственным органам. Ждем встречной активной позиции со стороны государства. 

Владислав Волчек

Владислав Волчек

Врач онколог-хирург Гомельского областного онкологического диспансера

Достижения и перспективы развития здравоохранения Гомельской области

Среди медицинских работников и населения Гомельского региона проблема доступности медицинской помощи и информированности населения о необходимости прохождения скрининговых исследований является одной из самых важных и насущных. Значимость данной темы связана как с последствиями от аварии Чернобыльской АЭС, так и с пандемией COVID-19.

Для повышения качества и доступности медицинской помощи населению области проводятся различные мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение новых технологий и методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, повышение квалификации медицинского персонала. Так, в 2023 году в области были открыты новые поликлиники, оборудованные современной техникой, приобретены новые машины скорой помощи, введены в эксплуатацию диагностические комплексы, сокращены очереди на КТ и МРТ, увеличены объемы эндопротезирования и других видов высокотехнологичной медицинской помощи.

В числе актуальных проблем развития здравоохранения в Гомельской области являются поддержка и укрепление кадровой и материально-технической базы в малых городах и сельских населенных пунктах. Негативные демографические тенденции (старение населения, внутренняя миграция) требуют концентрации усилий, поскольку проживающее там население нуждается в особой помощи и поддержке, а также выработке механизмов, способствующих закреплению молодых специалистов на местах и повышению их мотивации (арендное жилье, возможности профессионального роста, социальный пакет, более высокая заработная плата).

Прокрутить вверх