Для полной интеграции частного бизнеса в экономику государства необходимо полноценное доверительное и взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса.
В нашей стране созданы экономические стимулы для формирования так называемого среднего класса бизнеса, который является основным катализатором роста ВВП, т.к. именно этот пласт может быстро и эффективно реагировать на запросы рынка и темпы экономики.
Но есть два сдерживающих фактора:
- За последние 4 года налоговый кодекс неоднократно претерпевал изменения. Бизнес видит необходимость в стабилизации налогового законодательства вплоть до введения моратория на внесение изменений для обеспечения устойчивости и прогнозируемости деловой среды. Принципы пятилетнего планирования пришли к нам еще из СССР, а ситуация, при которой налоговый кодекс меняется каждый год, создает определенные вызовы для бизнеса. Необходимость постоянно пересматривать стратегии и процессы под новые налоговые требования увеличивает неопределенность и риски. Это может препятствовать способности компаний планировать свою деятельность на длительные сроки, что в конечном итоге может замедлить экономический рост и инвестиции.
Предложения в данном направления могут быть следующими:
- проводить более широкие консультации с бизнес-сообществом и экспертами при разработке изменений в налоговом законодательстве;
- делать изменения в налоговом кодексе не так часто, а сконцентрировать усилия на улучшении стабильности и прогнозируемости налоговой системы;
- внедрять переходные периоды для компаний, чтобы они имели достаточно времени на адаптацию к новым налоговым правилам;
- использовать анализ последствий при внесении изменений в налоговое законодательство, чтобы оценить и минимизировать возможные негативные эффекты на бизнес;
- содействовать прозрачности и понятности налоговых изменений с целью обеспечения более эффективного соблюдения новых требований.
- Средний класс может формировать серьезный инвестиционный потенциал страны, оставляя ресурсы здесь, но принцип «не клади яйца в одну корзину» у нас работает искаженно. Диверсификация рисков инвестора зачастую рассматривается как попытка уклонения от уплаты налогов путем дробления бизнеса. Как показывает практика, данный вопрос актуален не для какого-то конкретного региона, а в целом для всей страны.
Проблема видится в том, что в настоящее время в законодательстве нет четкого понятия, дающего определение «дробление бизнеса», есть размытая формулировка и фривольная трактовка.
Выходом из сложившейся ситуации со стороны бизнес-сообщества видится выработка четких критериев, определяющих, где заканчивается минимизация субъектом хозяйствования налоговых издержек и начинается незаконная деятельность по уклонению от уплаты налогов, с их последующим закреплением в конкретных нормативных актах. Это будет способствовать повышению культуры ведения бизнеса, стимулированию предпринимательской и инвестиционной активности.
На сегодняшний день контролирующими органами активно применяется статья 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, однако методология их действий не всегда является логически безупречной и не всегда соответствует экономической сути правоотношений, что влечет за собой негативные последствия для плательщиков. Многие компании решают уплатить доначисленные налоги без обращения в суд и без обжалования результатов проверок. Такой выбор продиктован распространенным в бизнес-среде мнением о том, что оспаривание решений налоговых органов не имеет реальных перспектив и поэтому бессмысленно.
Но во многих случаях применения ст. 33 НК оказывается, что субъект хозяйствования не в состоянии выплатить размер ущерба, в итоге бюджет не только не пополнится, но и потеряет денежные средства, которые уплачивались ранее. Да, конечно, недобросовестность плательщиков имеет место быть, но реальному бизнесу хотелось бы знать более четко и детально правила применения ст. 33 НК.