ДЕКАБРЬ 2023

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

«Четкая и понятная система регулирования цен – это вопрос
нравственный, политический, стратегический.
Но главное — это вопрос справедливости»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

БИСИ приглашает Вас поучаствовать в ежемесячных тематических онлайн-опросах, реализуемых на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology на странице проекта «Пульс общества».

По мнению экспертов наиболее эффективной формой ценового регулирования со стороны государства является ограничение размеров торговых и оптовых надбавок – таково мнения придерживается почти половина опрошенных работников банковской сферы.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
(в % от числа опрошенных)

Ограничение размеров торговых и оптовых надбавок
46.32%
Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции
32.63%
Установление пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени
25.26%
Государству не следует вмешиваться, рынок сам сбалансирует спрос и предложение
18.95%
Установление предельного норматива рентабельности
14.74%
Установление фиксированных цен и тарифов
11.58%

Актуальная социология

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 №713 «О системе регулирования цен», принятое с целью замедления темпов инфляции и стимулирования продаж отечественных товаров, подвергалось корректировке в течение 2023 года с целью минимизации возможных негативных последствий для деятельности субъектов хозяйствования. Так, на запрос представителей малого и среднего бизнеса об упрощении механизмов согласования цен с января 2024 года определен уведомительный принцип установления цен на новые товары вместо разрешительного механизма их согласования; введено несколько новых важных исключений, когда согласование цен не требуется при формировании отпускных цен производителей; изменен порядок предоставления оптовых скидок с отпускных цен и др.

Изучение мнения общественности о системе регулирования ценообразования в стране показало достаточно высокую поддержку действий правительства в этом направлении, а также ее положительную динамику по сравнению с 2022 годом.

Поддерживаете ли Вы меры Правительства по сдерживанию роста цен? (в %)

Актуальная социология
* Исследования проведены БИСИ методом онлайн-опроса в ноябре 2022 года и ноябре 2023 года.
Выборочная совокупность в 2022 году составила 3404 респондента, в 2023 году – 6074 респондента.

Вместе с тем рост цен является волнующей проблемой на потребительском рынке – многие высказали обеспокоенность данным вопросом, достаточно высоки инфляционные ожидания населения. Из числа продовольственных и непродовольственных товаров граждан больше всего беспокоит повышение стоимости продуктов питания (80 процентов), одежды, обуви и галантереи (56 процентов), а также медикаментов (47 процентов). Из числа услуг – жилищно-коммунальные (55 процентов), медицинские (40 процентов) и услуги связи (38 процентов).

Определяя причины увеличения стоимости товаров и услуг, респонденты склонны указывать на внешние факторы: «Рост цен наблюдается ввиду политической ситуации за рубежом. Ведь другие страны являются для нас как импортерами, так и экспортерами, которые в свою очередь сотрудничают на тех или иных условиях и так же, как и мы, зависят от факторов, иногда не зависящих от нас».

При всей развитости и адаптивности рыночных механизмов ценового регулирования и принятии ценовой политики частным сектором граждане чувствуют потребность в сильном и эффективном государственном управлении, способном обеспечить экономическую безопасность общества.

Актуальная статистика

Результатом ценового регулирования посредством Постановления №713 является существенное замедление темпов инфляции в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Так, в 2022 году инфляция в Беларуси составила 12,8 процента, в то время как в 2023 году годовая инфляция (ноябрь 2023 года к ноябрю 2022 года) была 5,4 процента. В 2024 году по прогнозам Национального банка уровень инфляции не должен превысить
6 процентов.

В течение 2023 года наибольшей устойчивостью отличались цены на непродовольственные товары. 

Динамика индекса потребительских цен в 2023 году

Динамика индекса потребительских цен в 2023 году
* По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь

Согласно аналитическому обзору МВФ «World Economic Outlook» (октябрь 2023) индекс потребительских цен на конец 2024 года в Республике Беларусь вырастет на 3,7 процента (среднемировой уровень прироста составит 5,1 процента), что лучше прогнозных значений для большинства соседних стран: Латвия – на 4,3 процента; Литва – 3,1 процента; Польша – 5,5 процента; Россия – 5,0 процента; Украина – 10,0 процента.

Инфометрика

Инфометрика

В белорусском инфополе прочно закрепилось представление о ценовом регулировании как одном из важных элементов государственной экономической политики в Беларуси. В материалах СМИ упоминаются различные аспекты ценового регулирования, включая систему ценообразования, порядок контроля за ценами, роль государства и производителей в формировании цен. В рамках этих публикаций освещается воздействие ценового регулирования на рыночные процессы и национальную экономику. Отмечается, что ценовое регулирование способствует снижению инфляции, повышению уровня жизни населения и развитию отечественных производителей. 

Инфометрика

В целом в материалах белорусских СМИ ценовое регулирование рассматривается как действенный инструмент, направленный на защиту потребителей и обеспечение социальной справедливости в стране. Отмечается, что такая практика способствует созданию стабильной экономической обстановки и равномерному распределению благосостояния.

Инфометрика

Комментарий эксперта

Алексей Быков

Аналитик БИСИ

О причинах замедления годовой инфляции в Беларуси

Инфляция в Беларуси в 2023 году оценена как соотношение цен за ноябрь 2023 г. к ноябрю 2022 г. Она составила 5,4% при прогнозе Нацбанка в 7-8%. То есть фактический показатель инфляции оказался не только в разы ниже прошлогодних значений (15%), но и превзошел цель Нацбанка.

Причины замедления инфляции следующие. Во-первых, сработало ограничение роста цен на внутреннем рынке, законодательно закрепленное Постановлением Совмина №713. Во-вторых, после адаптации белорусского рынка к санкциям в течение 2022 г. цены на импорт перестали расти. В-третьих, мировые цены на товары также перестали расти вследствие мер антиинфляционной политики в США и других странах.

Общая инфляция за 2023 г. в виде среднего прироста цен на товары и услуги на 5,4% к 2022 г. распределилась неравномерно по видам деятельности. В наибольшей степени подорожали услуги строительства, которые за год выросли на 13%, а также тарифы на грузоперевозки, которые выросли на 17%. В свою очередь белорусская сельхозпродукция подешевела на 6,5% (для сравнения: в 2022 г. сельхозпродукция подорожала на 24%).

Андрей Мишин

Андрей Мишин

Аналитик БИСИ

Влияние цен на жителей Витебщины

Социологические замеры показывают, что проблема роста цен на продукты и товары остается наиболее актуальной и социально значимой для Витебской области, но при этом наблюдается постепенное снижение остроты данного вопроса. В начале прошлого года удорожание жизни волновало 63,4% респондентов, а в декабре – 54,5%.

Проводимая в стране политика ценового регулирования позволила сдержать уровень инфляции и обеспечить прирост реальной заработной платы более чем на 10%. В конце года инфляционные процессы ускорились (до 0,7-0,9 процентных пунктов), но это не повлекло радикального изменения ситуации. Установленное годовое задание по динамике цен на потребительском рынке выполнено без формирования негативных моментов (существенного снижения ассортимента, нехватки товаров и др.). Именно дефицита привычных товарных позиций люди опасаются сильнее всего.

Инфляция цен в течение 2024 года ожидается в пределах однозначных значений, что позволит обеспечить как реальный рост доходов населения, так и наполняемость торговых объектов продукцией. При этом важным аспектом станет увеличение экспорта готовой продукции на внешние рынки как источника дополнительного дохода производителей.

Игорь Мацыганов

Игорь Мацыганов

Аналитик БИСИ

Факторы и условия развития малых городов

Проведенные БИСИ исследования показывают в целом приемлемый уровень жизни в малых городах нашей страны. Преобладают положительные отзывы о благоустройстве, удобстве места проживания, уровне общественной безопасности. Немаловажный вклад в преображение населенных пунктов и формирование базы для дальнейшего развития вносит устоявшаяся практика проведения в них республиканских фестивалей и празднований (Дожинки в Брагине Гомельской области, День белорусской письменности в Городке в Витебской области).

Конечно, нельзя говорить об одинаковом уровне развития всех малых городов. Ситуация, как правило, лучше в населенных пунктах, в которых расположены крупные предприятия (например, Береза в Брестской области, Островец – в Гродненской, Городея – в Минской), которые наряду с местными органами власти активно участвуют в поддержании и улучшении территорий вокруг себя. 

Жители малых населенных пунктов все чаще в своих запросах стали ориентироваться на стандарты жизни крупных городов (большие торгово-развлекательные центры, широкий ассортимент товаров, не относящихся к повседневному спросу, более развитая сфера досуга и других услуг). Однако в отдельных случаях эти запросы не подкреплены реальной необходимостью или потребностью. Например, в ходе опросов высказываются пожелания по строительству в малых городах кинотеатра или бассейна. Но после удовлетворения этих пожеланий наблюдается низкая посещаемость таких объектов, которые в результате во многом становятся бременем для районного бюджета в части их содержания.

В связи с этим в развитии малых населенных пунктов важно сосредоточить усилия на первоочередном удовлетворении и повышении качества основных потребностей их жителей (обеспечении бесперебойной работы магазинов и мест общественного питания, объектов социальной защиты, образования, поликлиник и ФАПов и др.), одновременно стимулируя сервисную экономику более крупных городов на обслуживание населения малых населенных пунктов. Прежде всего здесь можно выделить обеспечение стабильного, регулярного и доступного для рядовых граждан транспортного сообщения с крупными городами. Стоит отметить, что данные подходы учтены в дорабатываемом в настоящее время проекте концептуальных направлений сбалансированного регионального развития, которые в случае возможного одобрения будут взяты за основу дальнейшего движения по улучшению качества жизни в малых городах.

Прокрутить вверх