МАРТ 2023

Гражданское общество в стратегических приоритетах государства

«Гражданское общество должно быть ориентировано на диалог с властью и однозначную приверженность исконным ценностям и традициям белорусского народа, интересам государства»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Республиканский семинар-совещание
«Актуализация форм и методов работы с населением на местном уровне»
10 июня 2022 года.

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

БИСИ приглашает Вас поучаствовать в ежемесячных тематических онлайн-опросах, реализуемых на основе автоматизированной системы социологических исследований «InfoSociology» на странице проекта «Пульс общества».

Формат взаимодействия белорусов и власти носит разноплановый характер. Наиболее оптимальными формами коммуникации, по мнению экспертного сообщества, выступают диалоговые площадки, в рамках которых каждый может донести свою позицию относительно беспокоящих проблем в ходе коллективного обсуждения, а также общественные приемные, где уже в личной беседе с представителями общественных организаций и органов государственного управления можно поднять волнующий вопрос. Более трети считают значимой работу делегатов Всебелорусского народного собрания, которая направлена на представление консолидированного мнения трудовых коллективов.

Наиболее оптимальные формы взаимодействия общества и власти
(в % от числа опрошенных)

Проведение диалоговых площадок
46.67%
Общественные приемные
36.67%
Работа делегатов ВНС
36.67%
Проведение встреч с населением (в том числе в рамках трудовых коллективов)
33.33%
Прямые телефонные линии
16.67%
Прием граждан
16.67%

Актуальная социология

Результаты проведенных по заказу БИСИ исследований свидетельствует о достаточно высокой готовности к консолидации граждан для достижения общих целей и развитом гражданском самосознании. Так, для большинства белорусов важными выступают такие ценности, как сплоченность (73,6 %), патриотизм (70,6%), коллективизм (60,3 %) и инициативность (63,2 %). Кроме того, многие обозначили свое стремление объединяться для совместных действий в случае совпадения интересов, идей, взглядов (57,8 %), и почти половина граждан полагают, что будущее страны зависит от деятельности общественных организаций. 

Несмотря на внушительное количество общественных объединений в Республике Беларусь существует определенный резерв в выполнении ими главной функции по обеспечению конструктивного взаимодействия граждан и органов государственного управления. Помимо повышения открытости и качества государственных услуг в данном направлении, каждый пятый обозначил необходимость большей вовлеченности общественных организаций в процесс принятия государственных решений.

Пути более эффективного взаимодействия государства и граждан, в %*

Актуальная социология
* Опрос проведен по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований УО «Белорусский государственный экономический университет» в 2022 году. Выборочная совокупность 1500 респондентов.

Важной функцией гражданского общества в современных условиях видится способность доносить до центров принятия решений запросы, потребности и инициативы разных социальных групп – молодежи, трудящихся, врачей, учителей, пенсионеров и др. Для этого нужны новые формы коммуникации, в том числе публичные (блогерство, социальные сети, информационные каналы), в дополнение к уже существующим (работа с обращениями граждан, диалоговые площадки), зарекомендовавшим себя как эффективные инструменты взаимодействия по линии «власть-общество».

Актуальная статистика

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 февраля 2023 года № 250-З “Об основах гражданского общества” субъектами гражданского общества выступают “объединения граждан и юридических лиц на основе членства вне зависимости от количественного, территориального или иного ценза, уставная деятельность которых направлена на основных задач взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества”. По состоянию на 1 января 2023 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 2544 общественных объединения (213 международных, 668 республиканских и 1663 местных) и 45706 оргстурктуры общественных объединений, 20 профессиональных союзов (15 республиканских профсоюзов, 1 территориальный и 4 профсоюза в организациях) и 28272 оргстурктуры профессиональных союзов, 44 союза (ассоциации) общественных объединений, а также 7 республиканских государственно-общественных объединений.

Актуальная статистика

* – Информация из открытых источников по состоянию на март 2023 года.

Инфометрика

Инфометрика

В целях совершенствования сферы взаимодействия власти
и гражданского общества, подходов к созданию и деятельности политических партий и других общественных объединений приняты законы Республики Беларусь ”Об основах гражданского общества“,
”Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений“, ”Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь“. Помимо этого, урегулированы отдельные вопросы выборов делегатов Всебелорусского народного собрания
от местных советов депутатов и гражданского общества.

Инфографика

В этой связи тематика гражданского общества в Республике Беларусь в публикациях отечественных информационных ресурсов упоминается через призму принятых нормативных правовых актов (документ, участие, формирование, делегат, партия).  

Инфографика

Комментарий эксперта

Эдуард Северин

Эдуард Северин

Аналитик БИСИ

Конституция Республики Беларусь как политико-правовая основа гражданского общества

На политико-правовом уровне Конституция является выражением суверенитета государства как политического воплощения народа, при этом она демонстрирует как суверенитет государства в международном правопорядке, так и суверенитет народа внутри государства.
Основной Закон Республики Беларусь не ограничивается закреплением архитектуры власти государства, он охватывает и регулирует все сферы жизнедеятельности общества, обеспечивает социальный диалог по таким вопросам, как брак, семья, религия, экономика и т. д. Развивается конституционное, гражданское, социальное, уголовное, хозяйственное право, применимое не только в отношениях между органами государственной власти и отдельными гражданами, но и в вопросах взаимодействия между государством и институтами гражданского общества.

Становление и развитие гражданского общества в любой стране зависит от специфики развития ее государственности, особенностей политической системы, от национальных, культурных, религиозных традиций, менталитета, уровня развития политической, правовой и общей культуры. Закрепление в Конституции Республики Беларусь статуса гражданского общества как одного из субъектов формирования высшего представительного органа народовластия ознаменовало собой новый качественный этап его эволюции. Признавая конституционную ценность гражданского общества, белорусское государство, таким образом, оказывает ему поддержку, необходимую для дальнейшего развития и укрепления.

Сегодня политико-правовую основу деятельности гражданского общества составляют Конституция Республики Беларусь, законы «Об основах гражданского общества», «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений», иные национальные нормативно-правовые акты. При этом белорусское законодательство не предполагает рассмотрения феномена гражданского общества в качестве противовеса государству, утверждает партнерские отношения в том числе в вопросах государственного управления.

Starychenok-puls

Валентин Старичёнок

Аналитик БИСИ

Гражданское общество – новое качество

Подписанный в феврале 2023 года Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко Закон «Об основах гражданского общества» открыл новую страницу в развитии общественных институтов нашей страны. Главное в данном нормативном правовом акте – ориентиры, позволяющие организовать полноценное взаимодействие по линии «власть – общество», обеспечить единство белорусского народа в защите и продвижении национальных интересов родной страны.

Успех в раскрытии конструктивного и созидательного потенциала общества напрямую зависит от зрелости общественных организаций, умения качественно работать в общественно-политическом поле, устремленности к реализации социально значимых инициатив, готовности постоянно генерировать новые идеи. Именно этот путь выбрали крупнейшие белорусские объединения, которые успешно перезагрузили поле социального активизма.

Федерация профсоюзов Беларуси продолжает защищать интересы трудящихся. Именно ФПБ в условиях ценовой нестабильности реализовала во всех регионах страны мониторинг цен на важнейшие товары и услуги. Тем самым организация внесла значимый вклад в информирование населения по крайне актуальной для белорусского общества проблеме.

Активно включился в общественно-политическую жизнь и Белорусский республиканский союз молодежи. В текущем году БРСМ дал старт информационно-просветительскому проекту для студенческой и учащейся молодежи «ЗАчетный разговор» – открытому диалогу с лидерами мнений Беларуси по наиболее острым темам политической повестки.

Существенно выросла активность Белорусского союза женщин – самой массовой женской организации в республике, которая приросла в 2022 году на 12 тыс. человек. Объединить вокруг себя всех конструктивно мыслящих и инициативных женщин Беларуси – главный приоритет организации.

Заявила о себе и новая структура – «Патриоты Беларуси». Созданная в конце 2020 года организация стала органичной частью белорусского гражданского общества, инициатором многих проектов, участником важнейших общественно-политических мероприятий страны.
Наконец, Республиканское общественное объединение «Белая Русь» трансформировалось в Белорусскую партию «Белая Русь», что вывело актив объединения на новый уровень, требующий повышенной ответственности и постоянной вовлеченности в государственные дела.
Таким образом, в Беларуси понимают важность развития гражданского общества, которое является местом раскрытия человеческого потенциала, проявления социальной ответственности, конструктивного взаимодействия с населением и властью. Особый статус общественных объединений в жизни страны закреплен в праве наиболее ярких представителей гражданского общества влиться в состав Всебелорусского народного собрания и принять участие в определении стратегических направлений развития общества и государства.

Прокрутить вверх