ИЮЛЬ 2025

Коммуникация общества и государства: новые форматы взаимодействия

«Сегодня важно применять более прогрессивные механизмы
взаимодействия вертикали власти и населения»

Президент Республики Беларусь
Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

Просим принять участие в онлайн-опросе на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology и высказать свое мнение относительно проведения военного парада в честь Дня Независимости в Минске

Проблематика

В эпоху цифровой трансформации, характеризующейся стремительным развитием информационных технологий и их повсеместным проникновением во все сферы жизни, взаимодействие граждан и власти посредством современных инструментов приобретает первостепенное значение. Такие механизмы взаимодействия, как онлайн-опросы, электронные голосования, платформы для обсуждения законопроектов, предоставляют гражданам возможность для участия в процессах принятия управленческих решений на местах. Это способствует укреплению демократических принципов, вовлечению населения в управление государством и формированию активной гражданской позиции. Люди чувствуют себя причастными к происходящим в стране процессам, что повышает их доверие к власти и готовность к сотрудничеству.

Актуальная социология

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о достаточно высокой осведомленности граждан об инновационных инструментах взаимодействия населения с органами государственного управления, а также готовности более активного их использования в современной практике. В приоритете – электронные голосования и опросы, получившие наибольшую поддержку, что указывает на стремление населения к активному участию в процессах принятия решений. Востребованы также страницы органов власти в социальных сетях, которые, очевидно, рассматриваются как удобный канал для получения информации и оперативной связи с представителями власти. Кроме того, высокую оценку получили порталы сообщений о городских проблемах, подтверждая заинтересованность граждан в решении локальных вопросов и повышении качества жизни в своих населенных пунктах.

Готовность к взаимодействию с органами власти через электронные сервисы, в %*

Актуальная социология
*Онлайн-опрос проведен БИСИ в сентябре 2024 г. Выборка – 1270 человек.

Взаимодействие с гражданами посредством современных инструментов позволяет органам власти получать достоверную информацию о потребностях населения, проблемах, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, и их отношении к тем или иным государственным инициативам. В свою очередь для граждан значимость данных сервисов видится в повышении информированности населения о деятельности местных органов власти, оперативности принимаемых органами власти решений, а также более активном включении граждан в решение вопросов, касающихся жизни в своем населенном пункте.

Преимущества электронных сервисов для населения, в %*

Преимущества электронных сервисов для населения, в %
*Онлайн-опрос проведен БИСИ в сентябре 2024 г. Выборка – 1270 человек.

Масштабированию инновационных форматов взаимодействия общества и государства, по мнению граждан, будут способствовать следующие меры:

  • обеспечение своевременной обратной связи о принимаемых управленческих решениях («Обратная связь со всеми уровнями власти страны позволит решать все насущные проблемы городов, регионов и республики», «Часто нет обратной связи и помощи в решении вопроса»);
  • популяризация цифровых инструментов среди групп населения с недостаточной осведомленностью («Категория граждан в возрасте 60+ недостаточно владеет возможностями использования электронных сервисов», «Сельское население не умеет пользоваться электронными сервисами»);
  • гарантия защиты персональных данных («Недостаточная анонимность», «Многие больше доверяют бумажным носителям»);
  • организация широкого информирования и предоставление консультационной поддержки («Недостаточная осведомленность граждан о таких сервисах», «Малая информированность в СМИ»).

Получение обратной связи от населения, учет их потребностей и проблем при разработке направлений государственной политики и программ, вовлечение экспертов и представителей общественности в процесс принятия решений – все это позволит повысить качество государственного управления и доверие граждан государственным институтам.

Актуальный рейтинг

В мировом Индексе развития электронных услуг правительства (Electronic Government Development Index) в 2024 году Республика Беларусь заняла 77-е место (из 193), набрав 0,7445 балла.

Оценка качества онлайн-услуг (Online Service Index) выросла за 2 года с 0,5302 до 0,57598. (Наблюдается активный рост сектора электронных услуг. На портале «Е-Паслуга» доступно 579 различных услуг и административных процедур, охватывающих широкий спектр сфер жизни — от образования до транспорта. В среднем в месяц предоставляется порядка 11,5 миллиона услуг, отмечается устойчивая позитивная динамика.)

Оценка качества цифровой и коммуникационной инфраструктуры (Telecommunications Infrastructure Index) выросла за 2 года с 0,8426 до 0,91561. (В 2024 году в стране насчитывалось 8,48 млн пользователей сети Интернет и 5,63 млн пользователей социальных сетей, что составляет соответственно 89,5 и 59,4% от общей численности населения. Отмечается высокая доля веб-трафика со стационарных устройств – 47,3%.)

По Индексу онлайн-вовлеченности общества в процессы принятия решений Беларусь поднялась с 90-го на 88-е место, набрав 0,4932 балла. Этот показатель измеряет влияние цифровизации на предоставление правительственной информации общественности.

Анализ инфополя

Национальное инфополе продемонстрировало высокую активность – более 12 000 публикаций за первое полугодие 2025 года. Анализ новостных сюжетов показал, что тема новых форм коммуникации общества и государства активно продвигается в СМИ, носит информационно-разъяснительный характер. Ключевой акцент делается на цифровизации и модернизации административных услуг: доступности электронных сервисов для граждан и бизнеса (портал «Е-Паслуга»); упрощении взаимодействия населения с государственными структурами (электронные визы, справки, апостиль); улучшении качества и удобства предоставляемых услуг, включая меры контроля (горячие линии, комментарии специалистов и министерств); развитии цифровой инфраструктуры и переходе на инновационные форматы управления.

Инфометрика

Информационный фон показывает, что в нашей стране системно и последовательно внедряются цифровые технологии в повседневную жизнь, делая взаимодействие общества и государства более доступным, прозрачным и комфортным как для граждан, так и для государственных органов.

Комментарии экспертов

Екатерина Речиц

Екатерина Речиц

Аналитик БИСИ

«Народная пятилетка»: голос народа в формировании будущего Беларуси

28 октября 2024 г. от имени Штаба патриотических сил Беларуси и при аналитическом сопровождении БИСИ стартовала работа онлайн-платформы «Народная пятилетка». По своей сути это логическое продолжение проводимых накануне VI Всебелорусского народного собрания диалоговых площадок и сбора предложений граждан при подготовке проекта обновленной Конституции Республики Беларусь. Закономерно было ее максимальное задействование для изучения запросов и ожиданий населения по ключевым сферам развития страны и при подготовке концепции Программы социально-экономического развития страны на ближайшую пятилетку.

Механизм работы платформы состоит в аккумулировании на постоянной основе предложений граждан с последующей экспертной проработкой и направлением аналитических документов в адрес лиц, принимающих решения. Для формулирования рекомендаций по принятию решений поступающая информация анализируется в контексте общего массива выводов исследований общественного мнения (социологические опросы, анализ медиапространства, экспертные оценки и др.).

По состоянию на 12 июля 2025 г. в работе платформы приняло участие почти 20,7 тыс. человек, завершено свыше 18,8 тыс. ответов. Самые популярные темы – здравоохранение, образование, ЖКХ, развитие регионов, сельское хозяйство, демография, молодежь. Большой объем сообщений сформирован по вопросам социально-экономического развития страны (около 6,4 тыс.), развития регионов, населенных пунктов места проживания участников проекта (около 9,5 тыс.). Обобщение поступивших сообщений свидетельствует о прогосударственной позиции граждан в целом (порядка 86% сообщений – это предложения и инициативы) и их нацеленности на содействие государству в совершенствовании не только точечных повседневных вопросов, но и выработку решений стратегического характера в различных сферах жизнедеятельности.

Можно говорить о новой общественно-политической реальности, когда при наличии поляризации общественного мнения сохраняются мир, единство и согласие. Народные предложения и инициативы по достижению «идеального образа» будущего, реализация которых возможна в том числе посредством вовлечения самих граждан, могут служить значимым резервом для дальнейшего странового рывка.

С учетом актуальности и востребованности проекта «Народная пятилетка» на базе БИСИ создан Центр анализа гражданских инициатив «Народная пятилетка». Его цель – системное изучение актуальных запросов и ожиданий общества относительно дальнейшего повышения качества жизни людей. Сотрудничество со Штабом патриотических сил Беларуси продолжается на основании подписанного меморандума.

Потенциал проекта позволяет его масштабировать до общенационального уровня. На сегодняшний день ключевыми вопросами его продвижения являются широкая популяризация среди населения (как через СМИ, так и через непосредственное общение), активизация механизмов обратной связи c участниками и формирование на основе поступивших сообщений проектных направлений.

Ирина Русак

Ирина Русак

Аналитик БИСИ

Гражданское бюджетирование в Беларуси

Вопросы внедрения механизмов гражданского (инициативного) бюджетирования в практику государственного и муниципального управления получили широкое развитие за рубежом (Китай, Россия, Бразилия). Общественное участие граждан в стратегическом планировании регионального развития активно используется органами государственного управления.

Запуск процесса гражданского бюджетирования осуществляется через применение ряда проработанных инструментов: платформы электронного голосования, оффлайн-обсуждения на публичных встречах с представителями местных органов власти, диалоговые площадки, средства мобильных приложений, различные масштабные информационные кампании (дни информирования, например). Основной целью является повышение вовлеченности граждан в процесс реализации целевых экономических ориентиров развития региона, улучшение доверия населения органам государственного управления, решения локальных территориальных проблем, которые важны для повышения качества жизни населения.

В Беларуси существуют все необходимые условия для возможного внедрения данного механизма. Так, активно функционирует институт обратной связи с населением. Работа парламентариев, законодательные инициативы в первую очередь основаны на предложениях граждан по совершенствованию общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности. У нас сформирована практика взаимодействия с гражданами общественных объединений, представителей органов государственного управлений и иных уполномоченных лиц. Помимо этого существуют общественные приемные, ведется личный прием граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей юридических лиц) должностными лицами Администрации Президента Республики Беларусь, Правительства, Парламента, иных государственных организаций и объединений, а также различные сервисы обратной связи (портал рейтинговой оценки «Качество-услуг.бел» и др.).

Екатерина Рязанова

Екатерина Резанова

Аналитик БИСИ

Онлайн-опросы: оперативный срез общественных настроений

В эпоху цифровых технологий онлайн-опросы превратились в мощный инструмент для изучения общественного мнения и выстраивания эффективной коммуникации между обществом и властью. Можно выделить ряд преимуществ, которые выгодно выделяют онлайн-опросы на фоне других социологических методов.

Во-первых, онлайн-опросы позволяют получить информацию о мнении широкой аудитории в кратчайшие сроки. В отличие от традиционных методов опроса, требующих значительных временных и финансовых затрат, онлайн-опросы позволяют собрать данные от тысяч респондентов в течение нескольких дней. Это особенно важно в ситуациях, когда необходимо оперативно отреагировать на изменения в общественном настроении или принять решение по актуальному вопросу.

Во-вторых, онлайн-платформы для проведения опросов обеспечивают анонимность и конфиденциальность респондентов, что позволяет им высказывать свое мнение более открыто и честно. Отсутствие давления и влияния со стороны интервьюера также способствует получению более правдивой информации. Это особенно важно при изучении чувствительных тем, таких как социальные проблемы и вопросы, касающиеся личной жизни.

В-третьих, онлайн-опросы значительно дешевле традиционных методов опроса. Отсутствие необходимости в оплате работы интервьюеров, транспортных расходах и аренде помещений позволяет существенно снизить затраты на проведение исследования. Это делает онлайн-опросы доступными для широкого круга организаций, включая государственные органы, предприятия, научные и исследовательские институты.

В-четвертых, онлайн-опросы легко адаптируются к различным устройствам и платформам, что обеспечивает удобство для респондентов. Использование мультимедийных элементов (изображения, видео и аудио) позволяет повысить вовлеченность респондентов и увеличить процент завершенных анкет.

Белорусский институт стратегических исследований организует онлайн-опросы с 2021 года. На сегодняшний день проведено 122 исследования, в которых приняли участие около 500 тыс. респондентов. Техническими инструментами выступают социологические платформы «ИнфоСоциология» и «Меркаванне.бел». Техника сбора информации – распространение ссылки или QR-кода на электронную анкету посредством E-mail рассылки, мессенджеров, социальных и корпоративных сетей. Достоверность и надежность онлайн-опросов, проведенных на платформе «ИнфоСоциология», подтверждается путем сравнения их результатов с результатами других исследований, проведенных традиционными методами в других исследовательских структурах.

Следует отметить, что потенциал онлайн-опросов далеко не исчерпан. Перспективными направлениями видятся: интеграция онлайн-опросов с порталами государственных услуг и другими онлайн-сервисами; комбинация данных онлайн-опроса с большими данными (данные социальных сетей, статистика государственных органов); использование искусственного интеллекта для автоматизации анализа данных; совершенствование платформ для проведения онлайн-опросов, обеспечивающих удобный интерфейс и надежную защиту данных.

Артем Кузьмин

Артем Кузьмин

Участник молодежного аналитического движения «Будущее Беларуси», студент БГУ

Генеративный ИИ: возможности и вызовы нейронных сетей

Популярное направление цифровизации в настоящее время – технологии искусственного интеллекта разных архитектур. Нейронные сети как его подмножество недавно были нишевым направлением, но архитектура GPT, впервые выпущенная в полный доступ компанией OpenAI в виде чат-бота ChatGPT 3.5 в ноябре 2022 года, запустила революционные преобразования в этом сегменте. Число пользователей моделей только этой компании превышает 3,5 млрд человек в месяц.

Данные модели начали внедрять в разные области деятельности: логистику, статистику, теорию принятия решений, экономику, программирование, здравоохранение и другие. Можно выделить следующие проблемы в этом направлении и пути их решения:

  • высокая доля ошибок при работе с моделями – долю ошибок разного рода можно снизить через промпт-инжиниринг;
  • сейчас большинство моделей носят преимущественно позитивную окраску, но они не нейтральны – к нейтральности надо стремиться еще при обучении, не позволяя модели выдавать ответы другой окраски;
  • проблемы, связанные с повседневной жизнью человека, когда модели типа GPT могут заменять непосредственное общение и взаимодействие;
  • значительные затраты на обслуживание серверов, возникающие из-за большого массива данных в базе обучения. Ответы формируются на основе распределения вероятностей появления конструкций, что требует вычислительных мощностей, и оптимизационного решения этому пока нет.

Следует отметить, что языковые генеративные модели нейронных сетей – это инструмент с широкими перспективами, и новые ее виды будут лишены указанных недостатков.

Прокрутить вверх