ДЕКАБРЬ 2024

Потребительские стратегии белорусов

«Чем больше будет на рынке белорусского, натурального и качественного, тем лучше»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

Просим принять участие в онлайн-опросе на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology и высказать свое мнение относительно проведения военного парада в честь Дня Независимости в Минске

Проблематика

Санкционное давление недружественных стран затронуло сферу потребления белорусов: какие-то бренды официально прекратили продажи на территории страны, какие-то подорожали в связи с изменившейся логистикой. Но это обстоятельство имело и другой результат – стимулирование белорусских производителей не только в части расширения линейки своих товаров, но и в рамках поиска новых маркетинговых стратегий для привлечения покупателей.

Положительно повлияло на развитие потребительского рынка внедрение новых финансовых продуктов, нацеленных на поддержку как отечественных производителей, так и населения, в целях сохранения и повышения уровня жизни – к примеру, целевой потребительский кредит под 4 процента годовых на срок до 3-х лет от «Беларусбанка» на покупку почти 30 наименований товаров ряда белорусских производителей (мебели, холодильников, телевизоров, стиральных и посудомоечных машин, керамической плитки, сантехники, строительных материалов, велосипедов и др.).

Актуальная социология

Ценностными ориентирами современного белорусского потребителя являются справедливость и финансовая уверенность. Открытость взаимодействия по линии «потребитель–продавец» снижает возможность манипулирования поведением покупателя и делает выбор товаров более осознанным. Поэтому для белорусов приоритетными критериями при выборе товаров являются качество (83,8 процента опрошенных) и ценовая доступность (69,3 процента).

Покупая товары легкой промышленности белорусских производителей (одежда, обувь, текстиль), население отмечает натуральный состав тканей, экологичность и качественный пошив. Вместе с тем немало нареканий на высокую стоимость и несовременный дизайн изделий: «Качественная, экологичная, не всегда модная, дорогая»; «Часто дорогая и неактуальный дизайн, к качеству претензий нет»; «Красивые модели нам недоступны, высокие цены».

Несмотря на стремительное распространение маркетплейсов в стране и широкую представленность точек выдачи товаров не только в крупных, но и малых городах, для большинства граждан оптимальной также остается покупка одежды в белорусских магазинах. Магазины зарубежных брендов и секонд-хенды более популярны среди молодежи.

Насколько для Вас (Вашей семьи) востребованы следующие платформы для покупки одежды и обуви? (в %*)

Актуальная социология
* Республиканский онлайн-опрос проведен в сентябре 2024 года. Общий объем выборки – 4603 респондента.

В целом население склонно сохранять привычную поведенческую модель при совершении покупок и поэтому чувствительно реагирует как на повышение цен, так и на сокращение ассортимента товаров. В этом контексте граждане поддерживают предпринимаемые государством меры по сдерживанию инфляции и обеспечению справедливого ценообразования.

Оценивая уровень своего благосостояния, большинство населения отмечает доступность для них продуктов питания и одежды. Для покупки дорогостоящих товаров длительного пользования граждане используют инструменты финансового заимствования (потребительские кредиты, рассрочка), чувствуя уверенность в своих доходах.

Актуальная статистика

При плановом показателе на 2024 год индекса потребительских цен не более 6 процентов в годовом выражении по итогам ноября 2024 года он составил 5,5 процента. При этом реальные располагаемые доходы населения выросли за 11 месяцев 2024 года на 9,5 процента, а реальная заработная плата – на 12,9 процента. Это способствует росту покупательской способности населения.

Рассматривая отдельные категории продовольственных товаров, нельзя не отметить рост (за последние 5 лет) потребления на душу населения молока и молочных продуктов до 25,1 кг на человека в месяц, мяса и мясных продуктов – до 7,2 кг, овощей и бахчевых – до 8,4 кг, фруктов и ягод до 5,7 кг.

Анализ динамики потребительских расходов показывает, что по итогам января-сентября 2024 года наблюдается постепенное снижение доли продовольственных товаров в потребительской корзине с более ускоренным ростом трат в сегменте непродовольственных товаров. В целом обеспечивается относительная стабильность предпочтений белорусов.

Инфометрика

В белорусском информационном пространстве закрепилось представление о Великой Отечественной войне и Дне Независимости Республики Беларусь как знаковых событиях, связанных с освобождением страны от немецко-фашистской оккупации, выступающих основой исторической памяти белорусского общества и связи поколений.

Инфометрика

В белорусском информационном пространстве тематика потребления (более 1964 публикаций) освещалась через следующие новостные сюжеты:

  • контроль качества продукции и товаров («Новый год под знаком качества: как подобрать безопасную гирлянду и пиротехнику» («Федерация профсоюзов Беларуси»); «КГК проведет горячую линию по ассортименту и ценам на продовольственные товары» («Белтелерадиокомпания»); «В Беларуси появится онлайн-система контроля цен» («Белтелерадиокомпания»);
  • ценообразование и потребительская активность («Минсельхозпрод скорректировал минимальные экспортные цены на мясо-молочную продукцию» (БелТА); «Гречка дешевеет, а оливковое масло рвануло вверх: что происходит с ценами» («Точка.бай»); «В Беларуси стали меньше завышать цены – МАРТ» («Минская правда»);
  • новые форматы торговли и развитие инфраструктуры («От производителя до магазинных полок. В Бобруйске прошло совещание по вопросам взаимодействия предприятий и торговых сетей» («Бабруйскае жыццё»); «Доехать до каждого сельского жителя. Ключи от 30 новых автолавок вручили в Могилеве» (БелТА, «Чырвоны сцяг»);
  • финансовые продукты и кредитование («Кредиты: для физлиц представлен новый продукт. В чем особенности?» (Myfin.by); «Белорусы стали брать больше потребительских кредитов – статистика Нацбанка» (СТВ).
Инфометрика

Комментарии экспертов

Андрей Мишин

Андрей Мишин

Аналитик БИСИ

Потребительские стратегии жителей Витебщины

Социологические замеры и конъюнктурные опросы финансовых институтов показывают значимость инструментов потребительского кредитования и рассрочки в рамках потребительских стратегий населения, и это в том числе касается жителей Витебщины. На фоне преобладания средних оценок своего материального дохода (свыше 70 процентов) более половины являются активными пользователями возможностей потребительского кредитования и рассрочки.

Именно за счет привлечения населением заемных средств происходит наращивание розничного товарооборота непродовольственных товаров.
Доступность качественных непродовольственных товаров для населения является одним из элементов обеспечения достойного уровня жизни. Для решения данной социально ориентированной задачи в республике развиваются торговая инфраструктура (объекты разного масштаба и ассортимента, онлайн-площадки, сервисы доставки), что повышает конкуренцию на рынке. Как итог, конечный потребитель выигрывает и в цене, и в качестве. Уделяется внимание и расширению доступных финансовых инструментов в сфере предоставления заемных средств: программы рассрочки, кредитные продукты на специальных условиях.

При этом важным аспектом выступает нацеленность государства на поддержку отечественной продукции, что позволяет создать мультипликативный эффект: рост выручки и прибыли отечественных производителей, рост заработных плат на отечественных предприятиях. В результате увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней, что создает ресурсную базу для дальнейшего продвижения социально ориентированной политики.

Согласно социологическим опросам, при выборе как продовольственных, так и непродовольственных товаров решающим критерием для большинства жителей Витебщины выступает соотношение цена–качество. Стоит отметить, что каждый четвертый житель Витебской области при возможности выбирает продукцию отечественных производителей вне зависимости от категории товара (продукты питания, техника, мебель и т.п.), в то время как минимизируют их покупку менее 3 процентов опрошенных.

Ирина Русак

Ирина Русак

Аналитик БИСИ

Развитие платформенной экономики в Беларуси

Мировым трендом является развитие электронной торговли, что характерно в том числе и для Беларуси. По прогнозам экспертов, около четверти мировых розничных продаж к 2027 году будет осуществляться в интернете, большая часть заказов – через маркетплейсы.

Большинство государственных предприятий являются приверженцами традиционных каналов реализации продукции, а получение экономической выгоды от работы в интернете уже является бесспорным. Среди лидеров белорусских предприятий, которые успешно адаптировались в продажах на маркетплейсах можно назвать Mark Formelle, Milavitsa, Avalon, Relouis, Conte, «Ами Мебель». Высокими объемами реализации выделяются кондитерские фабрики «Коммунарка» и «Спартак», производители молочной и мясной продукции «Квинфуд» (ТМ «Гродфуд»), «Березовский мясоконсервный комбинат», «Беллакт», «Рогачевский ММК». Данный опыт следует масштабировать и на другие крупнейшие предприятия страны.

Не только доступность, удобство доставки товаров, привлекательная стоимость и возможность получения в кратчайшие сроки являются преимуществами работы маркетплейсов в Беларуси. Интернет-агрегаторы оказывают влияние и на поведенческие стратегии населения, стимулируют потребительский и импульсивный спрос, меняют структуру производства товаров.

Сегодня важно выстраивать механизмы работы интернет-агрегаторов, прорабатывать перспективы адаптации субъектов торговли к работе в условиях новой конкуренции в сети интернет, защищать собственных производителей и бороться с монополизацией цифровых рынков иностранными крупными игроками.

Виталий Демиров

Виталий Демиров

Аналитик БИСИ

Проблемы и перспективы развития ШОС в экономическом измерении

Большинство стран-участниц ШОС нацелены на то, чтобы использовать возможности организации в целях развития собственной высокотехнологичной отрасли, обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Как для России, так и стран Центральной Азии превалирование сырьевой ориентации своих национальных экономик так или иначе ведет к убыткам при волатильности на рынках и турбулентности экономической ситуации в регионе. При этом Китай, напротив, заинтересован в сохранении сырьевой направленности экономик соседних стран, что позволит ему получить дополнительную прибыль и укрепить свои позиции в регионе.

Не менее острым остается вопрос сопряжения ШОС и ЕАЭС. В последнем между государствами функционирует зона свободной торговли, идет тенденция к построению полноценного единого экономического пространства с согласованной макроэкономической политикой. Но именно она в некоторой степени ограничивает возможности для интеграции членов ЕАЭС с остальными членами ШОС.

Несмотря на то, что полноформатного экономического взаимодействия между ЕАЭС и ШОС пока не наблюдается, происходит последовательное расширение связей между образовательными, научными и исследовательскими учреждениями, а также усиление защиты интересов в таможенных отношениях путем обмена информацией о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах.

В экспертной среде начинает формулироваться мнение, что ШОС, учитывая санкционное давление на Россию и торговые войны Китая с США, сможет уже в не столь отдаленной перспективе послужить фундаментом интеграции ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.

ШОС открывает широкие возможности для практического применения новых методов и форм экономического сотрудничества. Однако неравномерность экономического потенциала стран-членов порождает диспропорции и способствует возникновению убытков вследствие их сырьевой ориентации, невысокого финансового запаса прочности, относительной неразвитости институтов современного рынка, а также в результате ослабления интереса лидера организации — Китая — к узкому евразийскому сотрудничеству.

Владислав Волчек

Владислав Волчек

Врач онколог-хирург Гомельского областного онкологического диспансера

Достижения и перспективы развития здравоохранения Гомельской области

Среди медицинских работников и населения Гомельского региона проблема доступности медицинской помощи и информированности населения о необходимости прохождения скрининговых исследований является одной из самых важных и насущных. Значимость данной темы связана как с последствиями от аварии Чернобыльской АЭС, так и с пандемией COVID-19.

Для повышения качества и доступности медицинской помощи населению области проводятся различные мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение новых технологий и методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, повышение квалификации медицинского персонала. Так, в 2023 году в области были открыты новые поликлиники, оборудованные современной техникой, приобретены новые машины скорой помощи, введены в эксплуатацию диагностические комплексы, сокращены очереди на КТ и МРТ, увеличены объемы эндопротезирования и других видов высокотехнологичной медицинской помощи.

В числе актуальных проблем развития здравоохранения в Гомельской области являются поддержка и укрепление кадровой и материально-технической базы в малых городах и сельских населенных пунктах. Негативные демографические тенденции (старение населения, внутренняя миграция) требуют концентрации усилий, поскольку проживающее там население нуждается в особой помощи и поддержке, а также выработке механизмов, способствующих закреплению молодых специалистов на местах и повышению их мотивации (арендное жилье, возможности профессионального роста, социальный пакет, более высокая заработная плата).

Прокрутить вверх