МАРТ 2024

Промышленный туризм в Беларуси как бренд и стратегия

«Промышленный туризм стал узнаваемым брендом Беларуси,
действенным механизмом популяризации отрасли и ее потенциала»

Заместитель министра промышленности Дмитрий Харитончик

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

БИСИ приглашает Вас поучаствовать в ежемесячных тематических онлайн-опросах, реализуемых на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology на странице проекта «Пульс общества».

Участники опроса схожи во мнении, что результатом развития промышленного туризма выступает достаточно широкий спектр преимуществ и выгод для Беларуси: прежде всего это формирование национального брендинга и возможность мотивировать молодежь учиться и работать на благо страны.

Чему в первую очередь способствует развитие промышленного туризма в Беларуси?
(в % от числа опрошенных)

Формированию бренда и лояльности к выпускаемой продукции
67.8%
Привлечению в отрасль мотивированной молодежи
53.6%
Формированию патриотического сознания граждан
46.4%
Увеличению продаж
42.8%
Повышению инвестиционной привлекательности отрасли
35.7%
Развитию внутрикорпоративной культуры предприятия
28.5%

Актуальная социология

Граждане нашей страны испытывают гордость за промышленную сферу Беларуси. Отечественные бренды «Беларуськалий», МТЗ, «Марко», «Белвест», «Коммунарка», «Милавица» и другие прочно закрепились в сознании людей не только как флагманы белорусской промышленности, но как предприятия, продукция которых отличается высоким качеством. Отвечая на вопрос, что является белорусским брендом, многие респонденты делали акцент именно на этом: «Качество промышленных товаров, таких как одежда, обувь, постельные принадлежности и белье, трикотаж и натуральные продукты пищевые молочные и мясные продукты и спиртное», «Доступные цены при высоком качестве», «Качественная продукция. Косметика, одежда, продукты, шины, самосвалы».

По мнению большинства граждан, гости нашей страны также высоко ценят качество белорусских товаров, а торговля и промышленность являются наиболее перспективными в развитии внутреннего и внешнего имиджа страны.

В каких сферах в первую очередь должна находить отражение тематика бренда Беларуси? (в %)*

Промышленный туризм в Беларуси
* Онлайн-опрос жителей Беларуси проведен БИСИ с 19 января по 1 марта 2024 года. Объем выборки – 1877 человек.

Актуальная статистика

Предприятия Минпрома в 2023 году посетили 93,5 тыс. туристов, что почти на 20 тыс. больше, чем в 2022-м. Этому способствовали широкая информационная работа (размещение информации на официальных сайтах предприятий, в официальных аккаунтах соцсетей, публикации в СМИ), а также наращивание туристической инфраструктуры, повышение качества сервиса, участие в различных выставках, форумах и иных выставочных мероприятиях, которые позволяют активно продвигать бренд, демонстрировать продукцию.

Сегодня в стране более 130 предприятий и организаций комплексно подходят к продвижению промышленного туризма, на них разработаны и утверждены соответствующие маршруты.

Лидерами в сфере промтуризма по итогам 2023 года стали холдинги: БЕЛАЗ – 51,5 тыс. туристов (темп роста к 2022 году 158%), МТЗ – 19,2 тыс. туристов (115%), а также МАЗ – 6886 туристов (129%). Хорошая динамика у «Гомсельмаша», БАТЭ, БМЗ, «Могилевлифтмаша», «Бобруйскагромаша».

Промышленный туризм в Беларуси

Инфометрика

Промышленный туризм

В белорусском информационном пространстве закрепилось представление о промышленном туризме как динамично развивающейся области и одном из важных направлений развития туристической индустрии, объединяющем образовательные, деловые и культурные аспекты. Делается акцент на привлечении туристов к посещению предприятий через организацию экскурсий и других событий (семинары, мастер-классы, выставки): «Промышленный туризм в стране развивается интенсивно. Сегодня более 130 предприятий и организаций развивают это направление. Они имеют определенную базу, наработки и мотивацию развивать промтуризм» («СБ. Беларусь сегодня»).

Промышленный туризм в Беларуси

В целом в материалах СМИ делается вывод, что промышленный туризм способствует развитию экономики регионов и сохранению культурного наследия и истории промышленной отрасли.

Промышленный туризм в Беларуси

Комментарий эксперта

Екатерина Гончаренок

Екатерина Гончаренок

Заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма

О направлениях развития промышленного туризма в Беларуси

В целях развития и популяризации промышленного туризма в Беларуси Министерством спорта и туризма и Национальным агентством по туризму подготовлены  «Методические рекомендации по разработке и проведению экскурсий на предприятиях и промышленных объектах», где описан алгоритм построения технологической карты и контрольного текста производственных экскурсий. Для туроператоров проводятся выездные семинары на предприятия, которые хотят развивать промышленный туризм, и для промышленных предприятий по обмену опытом. В 2021 году введена номинация «Лучший объект промышленного туризма» в рамках ежегодного Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь». В формате дней открытых дверей с 2022 года в июне проводится Республиканская акция по популяризации внутреннего туризма «Вандруй.Адучуй.Натхняйся».

Качественно новые результаты получены и в работе с молодежью. Предприятия Минпрома на постоянной основе посещают организованные группы учащихся школ из различных регионов, из профильных классов. Экскурсии дают ребятам возможность посмотреть на производство и производственные процессы, получить ценный образовательный опыт, который впоследствии может повлиять на выбор профессии. Школьники и учащиеся узнают о возможностях будущего профессионального выбора, условиях работы на предприятиях. Такая практика способствует эффективной профориентации, привлечению в отрасль мотивированной молодежи.

Анализ опыта организации промышленного туризма на предприятиях позволяет дать несколько советов новичкам: обязательно демонстрировать рабочие площади во время экскурсии; организовывать свои фестивали или совместно с уже существующими; сотрудничать с мастерами, возрождающими местные промыслы; использовать помещения предприятий в качестве площадок для конференций и брифингов; организовывать экскурсии с применением цифровых технологий: дополненной реальности, интерактивных карт, цифровых стендов и т.д. Главный секрет успеха — видеть в промышленном туризме  брендовую «упаковку» для своей продукции.

Сидорович Сергей

Сергей Сидорович

Ведущий специалист по туризму Минского тракторного завода

Организация экскурсий на Минском тракторном заводе

В истории каждой страны есть предприятия и бренды, которые являются ее неотъемлемой частью и по которым ее узнают во всем мире. Для Беларуси это Минский тракторный завод и его трактор BELARUS. Предприятие, созданное в 1946 году на руинах авиационного завода, прошло путь от простого плуга до 500-сильного трактора, от мини-техники до специальных машин. Сегодня ОАО «МТЗ» – это производство полного цикла, собственный научно-технический центр, более сотни различных видов техники с разнообразной комплектацией.

С 2017 года завод организует и проводит экскурсии по территории предприятия под лозунгом «МТЗ – место, где рождаются BELARUSы».

На предприятии предлагаются следующие услуги промышленного туризма:

– экскурсия по территории предприятия с посещением производственных цехов и постоянно действующей выставки техники холдинга «МТЗ-ХОЛДИНГ»;

– «Собери трактор»: предлагаем гостям сменить деловой стиль одежды на спецодежду предприятия и вместе с работниками на главном конвейере собрать трактор BELARUS;

– «Катание на тракторе»: предлагается совершить круг почета по территории предприятия на самом мощном тракторе BELARUS 4522, мощностью 460 лошадиных сил.

          За 7 лет существования промышленного туризма МТЗ посетили граждане из 306 населенных пунктов Беларуси и туристы из 76 стран, первое место среди которых последние три года занимают туристы из Российской Федерации (их количество за 2023 год по сравнению с 2022 годом выросло на 192 %).

Экскурсии, организованные в рамках промышленного туризма, могут стать частью маркетинга предприятия, занять достойное место в проведении бизнес-миссий, деловом обмене опытом, поиске партнеров, укреплении бренда, повышении корпоративной культуры.

Ирина Русак

Ирина Русак

Аналитик БИСИ

Промышленный туризм и экономика впечатлений

В условиях конкуренции и смены моделей мирового экономического развития предприятиям все сложнее продвигать свою продукцию, бренд, налаживать новые связи и привлекать инвесторов. На помощь приходит промышленный туризм как одно из проявлений популярной сейчас экономики впечатлений.

Регионам тоже приходится подключаться к данной теме, т.к. промышленный туризм – это не только про «посмотреть» на процесс производства товара на предприятии, но и про качество, позиционирование региона в целом, стимул к дальнейшему развитию сопутствующих видов услуг, запуск процессов межведомственного взаимодействия, обмена опытом в организации экскурсий между предприятиями, развитие инвестиционной привлекательности территории.

Для молодежи это не только часть патриотического воспитания, но и возможность уйти из цифровой среды в реальную жизнь, увидеть своими глазами, как производится трактор, будильник, печенье, конфета – это впечатление на всю оставшуюся жизнь. Зачастую такого рода экскурсия помогает в выборе дальнейшей профессии, дает осознанное понимание реального сектора экономики и всех процессов, происходящих на производстве.

Сегодня промышленный туризм превращается в один из действенных инструментов по выводу предприятий на новые рынки, получению идей для его стратегического развития, экскурсионной индустриализации страны.

Дмитрий Голубничий

Дмитрий Голубничий

Аналитик БИСИ

Укрепление потенциала промтуризма

БИСИ ведет системное изучение зарубежного опыта на предмет внедрения отдельных профильных методик по развитию различных отраслей экономики. Одна из гипотез заключается в том, что усиленное методологическое обеспечение направления промышленного туризма может принести качественно новые результаты. Промышленный туризм обладает достаточной стратегической глубиной для обеспечения продвижения белорусской промышленности внутри государства, а также развития международных отношений.

Основными позитивными эффектами данного направления видим в развитии и позиционировании регионов, организации дополнительного трека взаимодействия на уровне предприятий и органов государственного управления, а также выстраивании работы с молодежью и укреплении кадрового потенциала.

БИСИ выстраивает активную работу с зарубежными партерами в части развития методологии промтуризма. Так, взаимодействие с Агентством стратегических инициатив (Российская Федерация) может стать успешным примером выработки новых межгосударственных форматов в туризме и иных масштабных проектов.

Прокрутить вверх