МАРТ 2025

Современная молодежь: ценности и жизненные приоритеты

«Молодежь Беларуси умная и талантливая,
полная ярких идей и грандиозных планов –лучшая на земле»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

Просим принять участие в онлайн-опросе на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology и высказать свое мнение относительно проведения военного парада в честь Дня Независимости в Минске

Проблематика

Новое поколение белорусской молодежи родилось и росло в эпоху социально-экономического подъема, стабильности в обществе и роста благосостояния граждан, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни. Это сформировало достаточно высокие ожидания от государства, запрос на прогрессивное развитие всех сфер жизнедеятельности, повышенные требования к социальным стандартам и неготовность переносить временные трудности ради общего блага.

Актуальная социология

На основе анализа результатов социологических исследований, проведенных по заказу БИСИ, можно отметить следующие особенности ценностных ориентаций и ожиданий белорусской молодежи.
Семейные ценности остаются для молодежи ведущими, важность и значимость семьи для себя отмечает подавляющее большинство молодых людей – 70,2 процента. Вместе с тем можно выделить следующие тенденции, которые оказывают непосредственное влияние на социально-демографические процессы в обществе:

  • рост индивидуалистских ценностей (свобода и независимость, личные достижения и самореализация) приводит к повышению возраста принятия решения о вступлении в брак: если в 2014 года средний возраст вступления в брак у мужчин составлял 27 лет, у женщин – 25 лет, то в 2024 году – 29 лет и 27 лет соответственно (по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь);
  • недостаточная ориентация на многодетность нивелирует значимость государственных мер, направленных на поддержку многодетных семей – бо́льшая часть молодежи (69,3 процента) считает достаточным иметь одного-двух детей при условии материальной стабильности и уверенности в будущем, на многодетную семью ориентированы только 6,5 процента молодых людей.

Идеальная модель семьи, по мнению молодежи? (в %)

Актуальная социология
* Социологический опрос по заказу БИСИ проведен Центром социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета в мае 2024 года. Объем выборки – 1500 респондентов.

Трансформация семейных отношений и структуры семейных ценностей (сосредоточенность молодежи на себе, уменьшение значимости традиционного института семьи, изменение социальных ролей и ожиданий супругов) повышает значимость государственных мер, направленных на усиление семейного воспитания с целью роста педагогического потенциала семьи.

В условиях меняющейся экономики и рынка труда трансформируются также трудовые ценности и трудовая мотивация молодежи. Можно выделить следующие тенденции в данном контексте:

  • недостаточная осознанность выбора профессии сочетается с готовностью к смене профессиональной деятельности, ориентацией на переподготовку путем самообразования, что препятствует углубленному освоению знаний и погружению в профессию;
  • возрастание значимости коммуникативных навыков (soft skills) при трудоустройстве и раннем включении в трудовую деятельность снижают значимость академического образования как условия достижения профессионального успеха;

Наиболее востребованные компетенции на рынке труда, по мнению молодежи? (в %)

Актуальная социология
* Социологический опрос по заказу БИСИ проведен Центром социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета в мае 2024 года. Объем выборки – 1500 респондентов.
  • изменение приоритетов в трудовой деятельности в сторону возрастания интереса и самореализации, бо́льшей заботы о физическом и ментальном здоровье препятствуют длительному закреплению специалистов на местах;
  • высокая трудовая мобильность молодежи и слабая выраженность коллективистских ценностей способствуют ориентации на проектную деятельность без привязки к определенному месту работы, растет популярность фриланса.

Для эффективного встраивания молодого поколения в трудовую сферу необходимы принципиально новые стратегии формирования и реализации профессионального потенциала молодежи, грамотное формирование профессионального пути и мотивационно-стимулирующих механизмов.

Ценности современной белорусской молодежи значительно влияют на их политическую культуру. Трансформируются патерналистские установки молодежи. Молодые люди иначе понимают социальную защиту со стороны государства, негативно воспринимают уравнительное распределение материальных благ. Ожидания молодежи связаны с обеспечением со стороны государства равных стартовых возможностей для всех граждан, а личное благополучие, по их мнению, зависит от активности индивида (85 процентов).

Наиболее эффективными каналами взаимодействия с органами государственного управления для молодежи выступают общественные объединения и организации, среди которых выделяются БРСМ и профсоюзная организация. Однако выражен запрос на бо́льшую открытость и прозрачность коммуникации, повышение субъектности общественных организаций и объединений, более широкую поддержку молодежных инициатив.

Актуальная статистика

Численность молодежи в возрасте 14–30 лет – 1 628 339 человек, что составляет 17,8 процента от общей численности населения.

Распределение молодежи:

  • по полу: 51 процент мужчин, 49 процентов женщин;
  • по месту проживания: 82,7 процента – в городах и поселках городского типа, 17,3 процента – в сельской местности;
  • по областям и городу Минску: Минск – 24,3 процента, Брестская область – 14 процентов, Гродненская – 10,8 процента, Гомельская – 14,5 процента, Могилевская – 10,2 процента, Витебская – 10,8 процента, Минская – 15,4 процента.
  • Среди занятого населения в возрасте 15-74 лет занятая молодежь в возрасте 15-30 лет составляла 18,2 процента.

Топ-5 молодежных сфер деятельности:

  • услуги по временному проживанию и питанию – 40,8 процента;
  • информация и связь – 32,5 процента;
  • государственное управление – 26,9 процента;
  • оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов – 21,7 процента;
  • профессиональная, научная и техническая деятельность – 21,5 процента.

Доля молодежи – участников волонтерского движения в возрасте 15-30 лет – 17,8 процента.

По основным видам волонтерской деятельности:

  • оказание помощи животным – 50,6 процента;
  • предоставление медицинской помощи, юридической консультации, проведение неоплачиваемого занятия, тренировки – 15 процентов;
  • благоустройство и очистка территории населенного пункта – 8 процентов.

* По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь

Инфометрика

В белорусском информационном пространстве закрепилось представление о Великой Отечественной войне и Дне Независимости Республики Беларусь как знаковых событиях, связанных с освобождением страны от немецко-фашистской оккупации, выступающих основой исторической памяти белорусского общества и связи поколений.

Инфометрика

В информационном поле с 01.02.2025 по 02.04.2025 отмечается высокий интерес к молодежной тематике – за указанные период вышло более 15 000 публикаций. Наиболее тиражируемыми стали следующие новостные сюжеты: «Молодежь из городов-героев Беларуси и России встретилась в Минске на патриотическом форуме» («ОНТ»); «Молодёжь: ценности, устремления и вызовы современности» («Іўеўскі край»); «Патриотическое воспитание молодежи как фундамент национальной безопасности страны» («Дом прессы»); «Диалоговая площадка для молодежи в районном центре ремесел» («Бярэзінская панарама»)

Комментарии экспертов

Николай Сухотский

Николай Сухотский

Заместитель директора по научной и инновационной работе, руководитель Центра политологии ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси», кандидат социологических наук, доцент

Общественно-политическая активность современной молодежи

В рамках постсоветского дискурса принято считать, что современная молодежь не демонстрирует особой заинтересованности по отношению к политической сфере. Однако в Беларуси за последние несколько лет фиксируется эффективная интеграция конструктивной общественно-политической активности молодого поколения в повседневную жизнь страны. Усиливается тенденция вовлечения юношей и девушек в процесс решения актуальных социальных проблем, требующих непосредственного участия данной социально-возрастной группы.

Молодежь осознает свою свободу и возможности выбора, интересы и потребности, которые вполне могут быть связаны с общественно-политической деятельностью. Для данной активности созданы все условия – в Беларуси принят солидный пакет действующих нормативных правовых актов в сфере молодежной политики, созданы максимальные условия для самореализации молодежи, в том числе для ее свободного и эффективного участия в социально-политическом развитии нашего общества. Молодым людям доступны гранты на реализацию социально значимых проектов, широкий спектр образовательных программ, направленных на развитие компетенций и навыков для успешной общественной и профессиональной деятельности.

Фиксируется увеличение количества активных молодых граждан, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, органов самоуправления, молодежных структур при органах исполнительной и законодательной власти. С каждым годом все более весома деятельность Молодежного совета (парламента) при Национальном собрании Республики Беларусь. Успешной инициативой в сфере работы с талантливой молодежью стал проект БИСИ, направленный на развитие молодежного аналитического движения.

Сегодня со стороны государства сделана беспрецедентная ставка на молодое поколение страны, и белорусская молодежь это осознает и ценит. В контексте смены поколений именно мотивированная, образованная, патриотически настроенная молодежь становится ключевым стратегическим ресурсом дальнейшего развития нашего государства и общества. В этой связи главным ожидаемым результатом реализации Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь к 2030 году станет существенное увеличение доли молодежи, занятой в различных формах общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни, обладающей творческим и проектным мышлением, коммуникативными навыками, предпринимательскими умениями, имеющей сформированное целостное мировоззрение с устойчивыми ценностными ориентирами.

Сончик Дарья

участник молодежного аналитического движения «Будущее Беларуси», студентка БГУИР

Белорусская молодежь – взгляд изнутри

Современная молодежь – это поколение, живущее в мире, где перемены происходят быстрее, чем когда-либо до этого. Мы выросли среди технологий, открытого интернета, глобальных вызовов и расширенных, почти бесчисленных, возможностей. И все это, на мой взгляд, сформировало новый уникальный набор ценностей – возможно, слегка противоречивый.

Одной из главных ценностей для современной молодежи является личная свобода. Сегодня быть собой – это не просто фраза, а позиция. Молодые люди ценят право выбирать профессию, стиль, окружение, образ жизни. Важно быть услышанными и уметь говорить открыто.

Еще одной ценностью, частично вытекающей из свободы, является гибкость, в том числе в разрезе самореализации. Молодежь ценит не просто знания, а умение адаптироваться. Появился культ «вечного студента» – формируется понимание, что учеба необходима на протяжении всей жизни ввиду быстро изменяющихся условий рынка труда. Главное – расти, пробовать, не стоять на месте.

Еще одной ценностью и даже в бо́льшей степени проявлением жизненной позиции является толерантность. По сравнению с предшественниками, мы выросли в более открытом обществе, где учимся принимать других с их особенностями, национальностями, убеждениями. Да, мы не всегда идеальны, но стремимся к миру без дискриминации и видим в этом силу.

Для нынешнего поколения молодежи все бо́льшую значимость приобретает ментальное здоровье. Мы учимся слушать себя, идти к психологу без стыда и не стесняться эмоций. Это смелость – признать, что помощь нужна каждому. Помимо этого, важной стала ценность личного комфорта – молодые люди учатся говорить «нет», уважать границы других и не терпеть токсичность. Это основа зрелых отношений – дружеских, романтических, рабочих.

Тачилкин Н.А.

Никита Точилкин

участник молодежного аналитического движения «Будущее Беларуси», инженер по метрологии сектора технического обеспечения Республиканского унитарного предприятия «Гомельский центр стандартизации, метрологии и сертификации»

Потребность в самореализации и открытость современной молодежи

Современный молодой человек после окончания школы зачастую не совсем уверен в выборе будущей профессии, а зачастую и вовсе не знает, кем бы хотел стать. Таким образом, возрастает роль профориентационной работы в детском и подростковом возрасте. Существует запрос на помощь с определением трека развития и поиска будущей профессии. Работа в этом направлении позволит насытить экономику специалистами, заинтересованными надолго задержаться в профессии и сделать молодежь несколько счастливее, т.к. самореализация является одним из предикторов счастья.

У молодежи есть четкий запрос на неформальность «открытых диалогов», на выстраивание конструктивного взаимодействия как с коллегами, так и с руководством организации. Участие в общественных организациях должно быть оправдано с точки зрения очевидного социального блага в ближайшем обозримом будущем либо конкретной финансовой выгоды.

Все бо́льший интерес среди молодежи приобретают экологические проекты, волонтерство, а также проекты, которые раскрывают творческий потенциал молодых людей – в общественную активность они с бо́льшей охотой включаются через практику «малых дел».

 

Душан Пророкович

Душан Пророкович

Руководитель Центра евразийских исследований Института международной политики и экономики Сербии

О формах подрыва электорального суверенитета

Сегодня существует и активно используется в вопросах подрыва электоральной безопасности и «цветных революций» такая форма, как мобократия — власть толпы, которая не понимает, как организовать политический процесс, но исходя из протестных побуждений разрушает предыдущий политический порядок и законность. Мы наблюдаем ее в Украине с 2014 года.

Однако на избирательный процесс можно влиять даже без использования технологий «цветной революции». Пример такого финансирования хорошо известен во всех европейских странах, стратегически связанных с Евросоюзом. В этой связи важно понимать, что любое отклонение от государственной модели влечет за собой серьезные внутренние подрывы как экономические, так и социальные. Поэтому избиратели должны голосовать правильно, если они хотят определенности и стабильности в стране.

Если избиратели голосуют не так, как это угодно Евросоюзу, государству отказывают в кредитах, понижают инвестиционный рейтинг, вводят санкции и используют другие способы. Этот коварный метод воздействия на выборы и шантажа избирателей широко распространен, причем в нем задействованы не только средства массовой информации, но и научное сообщество, которое выдвигает теории, доказывает безальтернативность данной модели развития страны.

Еще одна форма подрыва суверенитета предполагает существование корпоративной демократии, а именно посредством тайной приватизации государственного имущества, реализации неолиберальной модели развития международными корпорациями, то есть американские корпорации берут на себя управление ресурсами. Все это ведет к серьезной дестабилизации на внутренней политической арене с крайне неопределенными последствиями. Думаю, что конфликт в Украине — не последний в Европе. Евросоюз не хочет, чтобы европейский порядок изменился. Они думают, что у них сила, у них право диктовать, как нужно делать. Не всегда всё в наших руках в международных отношениях. Проблема кроется в коллективном Западе.

Прокрутить вверх