ОКТЯБРЬ 2024

Жилищно-коммунальная сфера и качество жизни

«Люди оценивают эффективность власти по теплу в доме,
качеству воды из крана и чистоте в подъездах»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

Просим принять участие в онлайн-опросе на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology и высказать свое мнение относительно проведения военного парада в честь Дня Независимости в Минске

Актуальная социология

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых чувствительных сфер для населения. Люди не остаются равнодушными к любым изменениям в данной отрасли, а нерешенные длительное время проблемные моменты всегда выступают поводом для критики органов местного управления.

По мере удовлетворения потребностей граждан и вопросов, связанных с благоустройством и повышением уровня комфортности проживания, возрастают требования со стороны населения в более оперативном и качественном их решении.

С этой целью в сфере ЖКХ внедряются современные инструменты и технологии, позволяющие более эффективно реагировать на запросы и требования граждан. Как результат пристального внимания со стороны государства к данной отрасли – население Беларуси в большинстве своем положительно оценивает динамику сферы ЖКХ за последние годы.

Как изменилась сфера ЖКХ в Беларуси за последние 5 лет? (в %*)

ЖКХ
* Республиканский социологический опрос проведен Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ в ноябре 2024 года. Выборка – 1500 респондентов.

Позитивно воспринимается гражданами внедрение цифровых инструментов в сферу ЖКХ: дистанционная оплата коммунальных услуг, создание цифровых платформ АИС «Расчет-ЖКУ», «Умный город (регион)», сервис 115.бел «Мая Рэспубліка» и др.

Набирает популярность мобильное приложение «Мой город», благодаря которому жители Орши, Полоцка, Глубокого, Барановичей, Браслава, Пинска и др. имеют возможность записаться на прием в государственные учреждения, вызвать аварийную службу, а также взаимодействовать с органами государственного управления по волнующим вопросам, касающимся благоустройства территории и городской инфраструктуры, через модули онлайн-записи и онлайн-оплаты.

В малых городах большинство жителей высоко оценивают развитие газовых сетей и подачу газа населению (на сегодняшний день уровень газификации в стране превышает 83 процента) и электроснабжение – отмечается постоянный рост потребления электроэнергии населением, который полностью обеспечивается внутренними возможностями белорусской энергосистемы.

«Оценка качества отдельных услуг ЖКХ в своем городе», в %* (в %*)

ЖКХ
* Онлайн-опрос жителей малых городов Республики Беларусь проведен во втором квартале 2024 г., опрошено 5578 человек.

Некоторое беспокойство в сфере ЖКХ вызывают вопросы уборки подъездов, очистки снега в зимний период, капитальный ремонт домов (нарекания связаны с длительным ожиданием и несправедливым, по мнению отдельных граждан, выбором объектов), благоустройство прилегающей домовой территории и детских площадок: «Есть дворы, где полностью отсутствуют пешеходные дорожки»; «Следует переоборудовать мусорные контейнеры и отвернуть от окон домов».

Мнения и предложения граждан

Проведенные опросы и новые инструменты изучения общественного мнения (в том числе инициированная Штабом патриотических сил платформа «Народная пятилетка») позволили систематизировать заслуживающие внимания пожелания граждан
в отношении совершенствования сферы ЖКХ по следующим ключевым направлениям:

Оптимизация работы и повышение качества услуг ЖКХ: 

«Обеспечение прозрачности распределения средств на текущий и капитальный ремонт»; «Введение понятных сроков выполнения ремонтных работ»; «Повышение качества контроля за уборкой территорий, своевременным вывозом мусора и устранением аварий».

Инфраструктурные инициативы:

«Наряду со строительством станций обезжелезивания следует обновить скважинный фонд страны, то есть сами источники водоснабжения, что позволит обеспечить бесперебойное водоснабжение жителей страны»; «Утепление старых домов и модернизация отопительных систем».

Экологические инициативы:

«Активнее проводить работу по раздельному сбору мусора и ликвидации мусоропроводов в многоэтажных жилых домах, особенно там, где он находится в подъездах и где проектом не выделен отдельный закрытый «канал» для него»; «Перевод уличного освещения на светодиодные технологии».

Взаимодействие с гражданами:

«Ввести в практику общественные слушания по ремонту и благоустройству подведомственных ЖЭУ, ЖЭС территорий для открытого и справедливого распределения работ»; «Дать возможность выбора организации, обслуживающей лифты в домах».

Цифровизация отрасли:

«Больше электронных счетчиков на газ, воду, электричество, которые передают информацию напрямую в организации, чтобы уйти от фотографирования или записи и подсчета обычными гражданами».

Актуальная статистика

Второй год подряд в организациях системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства идет снижение количества обращений граждан. Так, в 2023 году в Министерство ЖКХ их поступило на 14 процентов меньше, чем за прошлый год. Уменьшение количества обращений произошло по всем областям и городу Минску.

В 2023 году служба 115.бел отработала около 4,7 млн запросов, структура тематики которых показывает, что наиболее проблемными из года в год остаются вопросы ремонта, эксплуатации и содержания жилищного фонда (37 процентов). Также распространены обращения граждан по несвоевременному вывозу твердых коммунальных отходов.

Инфометрика

В белорусском информационном пространстве закрепилось представление о Великой Отечественной войне и Дне Независимости Республики Беларусь как знаковых событиях, связанных с освобождением страны от немецко-фашистской оккупации, выступающих основой исторической памяти белорусского общества и связи поколений.

Инфометрика

В белорусском информационном пространстве в период с 01.10.2024 по 31.10.2024 на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство» опубликовано 1325 материалов.

Инфометрика

По данным ИАС «ИнфоМетрика», крупные новостные сюжеты публикуются преимущественно в государственных, в том числе региональных СМИ и связаны с порядком предоставления услуг в сфере ЖКХ с акцентами на наиболее волнующие запросы населения (отопительный сезон, вывоз мусора, изменение оплаты за ЖКУ и т.д.), а также материалы информационно-разъяснительного характера («Цифровизация отрасли ЖКХ: полезные сервисы для столицы и глубинки» («БелТА», «Светлае жыццё»); «Министр ЖКХ заявил, что отопительный сезон в некоторых регионах начнется «буквально с 1 октября» («Могилев. Онлайн», «Минская правда»); «В этом году тарифы на ЖКУ не изменятся» (ОНТ, «БелТА», районные газеты); «В системе ЖКХ много достижений, но не меньше и претензий» («Экономическая газета»); «В доме никто не живет. Почему нужно платить за вывоз отходов, рассказали в ЖКХ» (Online Brest).

Комментарии экспертов

Коропов

Коропов Олег

Аналитик БИСИ (г. Могилев)

ЖКХ Могилевской области в оценках граждан

Согласно опросам жителей Могилевской области, проведенным отделением БИСИ, тематика ЖКХ не утрачивает своей актуальности. Принимаемые государством меры по повышению качества жилищно-коммунальных услуг способствовали росту удовлетворенности работой ЖКХ по таким позициям, как доступ к централизованному водоснабжению (79 процентов), отопление жилых помещений (80,73 процента), подача горячей воды (71,88 процента).

Большая работа местных органов власти по приведению в порядок дорожной сети (только в Могилевской области в 2024 году отремонтировано порядка 1.9 млн м2 улично-дорожной сети) привела к снятию негативных оценок по данной позиции.

Проведена значительная работа по повышению качества питьевой воды. Введены в эксплуатацию в текущем году 63 станции обезжелезивания, 133 мини-станции для очистки воды. 7 населенных пунктов переподключены к централизованным системам питьевого водоснабжения. Достигнут показатель обеспечения качественной питьевой водой в 99,12 процента.

На настроения жителей, особенно в малых городах и сельских населенных пунктах, положительное влияние оказало расширение возможностей для семейного досуга и занятия спортом по месту жительства. Так, в 2024 году построено и укомплектовано 20 спортивных и 99 детских игровых площадок.

Среди пожеланий жителей области, на которые необходимо обратить внимание системе ЖКХ, – функционирование ливневой системы в населенных пунктах, проблемы содержания и выгула домашних и бездомных животных, усиление контроля за пустующими домами, обеспечение достаточного количества мусорных баков, освещение дворовых и уличных территорий.

Андрей Мишин

Мишин Андрей

Аналитик БИСИ (г. Витебск)

ЖКХ Витебской области в оценках граждан

Среди вопросов, требующих первоочередного решения, немало респондентов Витебщины традиционно выбирают состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве. Во многом это объясняется тем фактом, что процесс и результат деятельности ЖКХ постоянно на виду у граждан, а фронт работ достаточно широк – от состояния внутренних коммуникаций до уборки территории и вывоза мусора. Все это формирует более жесткие требования к качеству принимаемых мер и срокам их реализации.

Спектр проблем в сфере ЖКХ имеет достаточно сильную дифференциацию в зависимости от территории. Наиболее напряженная ситуация традиционно складывается в крупных городах и районах – Витебске и Полоцком районе (суммарно более 50 процентов всех заявок по области на 115.бел за сентябрь). Так, согласно онлайн-опросу, проведенному в августе 2024 года, почти 40 процентов жителей Полоцкого района поставили решение вопросов ЖКХ в число наиболее волнующих, в то время как в Лепельском районе первостепенными их считает только каждый четвертый. Наибольшие нарекания жителей малых городов вызывают очистка снега зимой, благоустройство детских площадок, уборка подъездов, уличное освещение.

Важно помнить, что порой сами граждане не соблюдают элементарные правила по содержанию помещений и территории, что формирует дополнительный фронт работ, оттягивая ограниченные ресурсы ЖКХ. Решение многих вопросов в данной сфере требует значительных финансовых вливаний от государства.

В результате важную роль играет поиск новых форматов работы, дающих максимальный эффект. Так, с 2025 года в Витебске начнет действовать программа по ремонту подвалов в многоквартирных домах, которая запускается параллельно с программой капитального и текущего ремонта, то есть с выделением дополнительных бюджетных средств.

Бояшов

Анатолий Бояшов

аналитик БИСИ

Новый уровень развития президентского института

Существует два фактора, определяющих развитие института Главы государства в суверенных странах: это запросы граждан и защита от вмешательства во внутренние дела. В Беларуси за 30 лет существования института президентства запросы граждан трансформировались, а технологии вмешательства стали более изощренными, что привело к развитию политической системы.

Сама президентская власть не стоит на месте. Конституционные полномочия Президента позволяют предотвращать риски по ходу развития и совершенствования политической системы. Эволюцию президентских полномочий определяют запросы общества, что нашло отражение в различных редакциях Конституции Республики Беларусь. Конституционные поправки, принятые на референдуме 2022 года, перераспределили часть президентских полномочий в пользу Всебелорусского народного собрания. Как результат, разнообразные социальные группы подключены к принятию решений стратегического характера.

Несмотря на проведение реформ степень устойчивости политической системы повышается. Сохранены президентская республика и, как следствие, выборный характер высшей власти, что соответствует социальному запросу на сильную президентскую власть и арбитраж общественных и личных интересов.

Реагируя на запросы граждан и предотвращая внешнее вмешательство, белорусский институт президентской власти перешел на качественно новый уровень. Создание устойчивой связки по линии «Президент – Всебелорусское народное собрание» привело к расширению института президентства, встраиванию в его функционирование нового конституционного органа. Выступая от имени народа, Президент опирается на делегатов, представляющих наиболее активные социальные группы. С одной стороны, это делает политическую систему устойчивой и гибкой. С другой – развитие президентского института потребует повышенного уровня профессионализма, совершенно иного уровня знания запросов граждан и понимания современных технологий вмешательства.

Владислав Волчек

Владислав Волчек

Врач онколог-хирург Гомельского областного онкологического диспансера

Достижения и перспективы развития здравоохранения Гомельской области

Среди медицинских работников и населения Гомельского региона проблема доступности медицинской помощи и информированности населения о необходимости прохождения скрининговых исследований является одной из самых важных и насущных. Значимость данной темы связана как с последствиями от аварии Чернобыльской АЭС, так и с пандемией COVID-19.

Для повышения качества и доступности медицинской помощи населению области проводятся различные мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение новых технологий и методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, повышение квалификации медицинского персонала. Так, в 2023 году в области были открыты новые поликлиники, оборудованные современной техникой, приобретены новые машины скорой помощи, введены в эксплуатацию диагностические комплексы, сокращены очереди на КТ и МРТ, увеличены объемы эндопротезирования и других видов высокотехнологичной медицинской помощи.

В числе актуальных проблем развития здравоохранения в Гомельской области являются поддержка и укрепление кадровой и материально-технической базы в малых городах и сельских населенных пунктах. Негативные демографические тенденции (старение населения, внутренняя миграция) требуют концентрации усилий, поскольку проживающее там население нуждается в особой помощи и поддержке, а также выработке механизмов, способствующих закреплению молодых специалистов на местах и повышению их мотивации (арендное жилье, возможности профессионального роста, социальный пакет, более высокая заработная плата).

Прокрутить вверх