Анализ данных статистики* и личный опыт организации туров показывают две тенденции:
1) белорусы очень любят путешествовать у себя в стране. Так, туристов и экскурсантов – наших граждан – в 2024 году было 1 726 494 человека, что в 4,7 раза больше, чем число всех иностранных туристов и экскурсантов, приехавших к нам в страну.
2) иностранные граждане приезжают в нашу страну самостоятельно и в статистику чаще попадают в категорию «экскурсанты» (235 102 человека – 64% от общей численности организованных иностранных туристов и экскурсантов в 2024 году), а не «туристы» (131 630 человек).
И если для жителя нашей страны поездка на один день (статус экскурсанта согласно Закону «О туризме») это нормальное явление, то попадание иностранных граждан в этот статус говорит о том, что сформированные многодневные туры, представленные на рынке, не удовлетворяют потребностей гостей, хотя спрос на посещение Беларуси есть. В основном на рынке представлены трех-четырехдневные туры по всей стране (тур-спешка), в то время как при уже имеющихся музеях только в Витебске можно находиться четыре дня подряд.
Для выравнивания диспропорций на рынке въездного туризма нужно формировать «медленные» туры, или туры с высокой добавленной стоимостью. Сегодня у туроператоров нет экономической целесообразности в формировании туров с высокой добавленной стоимостью. Все упирается в авторское право. Современный турист не хочет смотреть все подряд объекты, локации, памятники в конкретном городе.
Востребованными являются тематические туры по своим интересам. Для формирования тематического тура туроператору нужно вложить значительную часть средств в:
1) исследование целевой аудитории и выявление ее потребности;
2) формирование тематического тура под потребность клиента. Этапы формирования тура – это и исследование объектов/локаций/мероприятий, которые существуют на рынке, и бронь экскурсий в этих заведениях, составление тайминга и маршрута поездки;
3) написание сопроводительного текста для экскурсовода по конкретной тематике и аттестация текста и экскурсовода (два разных процесса) в Национальном агентстве по туризму;
4) затраты на рекламу, продвижение и продажи таких туров на рынке.
Все эти усилия могут быть легко сведены на нет путем плагиата и недобросовестной конкуренции. Поэтому решением данной проблемы будет формирование поощряющей среды для создателей таких туров. Нужно подготовить системные правила, где объект интеллектуальной собственности в туризме (тематический туристический продукт) будет рассматриваться как товар, который можно сдавать в аренду (фиксированная сумма на определенный срок) иным юридическим лицам (туроператорам), либо получать роялти (отчисления создателю за проведенные туры), либо продавать как франшизу объект интеллектуальной собственности.
Такой подход автоматически решает еще несколько проблем.
1) Туристические операторы, не готовые вкладывать ресурсы в разработку тематических туров, могут прозрачно и на коммерческой основе использовать туристический продукт иного туроператора.
2) В силу грамотной организации времяпрепровождения медленные туры решают задачу того, что повышается оборачиваемость наших заведений, загруженность отелей, ресторанов, транспортных компаний, магазинов и т. д.
3) Как итог, туристы в нашей стране оставляют большее количество денег по сравнению с турами с низкой добавленной стоимостью.
Данные меры помогут сформировать образ Беларуси как современной, престижной страны с высоким качеством сервиса и в глазах субъектов туристического рынка, и в глазах туристов.