МАЙ 2025

Тренды развития туризма в Беларуси

«Задача пятилетки - сделать туризм национальным проектом.
Открыть миру наши историю, культуру и язык»

Президент Республики Беларусь
Александр Лукашенко

ВОПРОС МЕСЯЦА

 

Просим принять участие в онлайн-опросе на основе автоматизированной системы социологических исследований InfoSociology и высказать свое мнение относительно проведения военного парада в честь Дня Независимости в Минске

Проблематика

Пережив разрушительный ковидный период, туриндустрия Беларуси продолжает восстанавливаться, активно участвуя в экономике страны: отмечаются устойчивый интерес к экскурсионным турам внутри страны, рост въездного туризма, увеличение числа пользователей услугами туристических организаций. Так, количество организованных туристов и экскурсантов в 2024 году составило 2,7 млн чел. (в 2023 году – около 2,5 млн, в 2022 году – чуть более 2 млн). Вместе с тем существуют резервы для активизации как внутреннего, так и внешнего туризма, отвечающие новым стандартам и технологиям, требованиям и мировоззрению современного поколения потребителей туристических услуг.

Актуальная социология

Анализ проведенных БИСИ за последние три года социологических исследований свидетельствует о трансформации установок и ценностной матрицы белорусов, которые могут служить основанием для изменения подходов к организации туристической деятельности в стране. К таковым можно отнести следующие:

Персонализация путешествий, запрос на диверсификацию туристических услуг. Ввиду усиливающихся процессов индивидуализации и атомизации общества современный турист нацелен на поиск уникального эмоционального опыта, стремление погрузиться в местную культуру, прочувствовать особую атмосферу. Туристы стремятся уйти от однообразных и предсказуемых туров, предпочитают что-то необычное и неповторимое. Турагентства чаще сталкиваются с необходимостью соответствия туристического продукта (маршрута, типа проживания, активности) индивидуальным предпочтениям и интересам туристов. В связи с этим возрастает запрос на развитие нишевых направлений в туризме: промышленный туризм, гастрономические туры, мастер-классы по ремеслам, походы по необычным природным маршрутам, событийный туризм и др. («Следует развивать ивент-туризм: фестивали, карнавалы, парады, форумы, симпозиумы и др.»).

Приоритетность здоровья, тренд на экологизацию. У современного туриста в приоритете вопросы безопасности, гигиены, а также различные процедуры, направленные на охрану здоровья. Последствия пандемии и современная геополитическая ситуация сказались на досуговых предпочтениях туристов в сторону выбора путешествий внутри страны, отдыха на природе, путешествий на собственном автомобиле, а также сельского туризма. Каждый второй (52,2 процента) считает перспективным развитие агроэкотуризма в Беларуси («Необходимо продвижение экотуризма с использованием природных ресурсов района (озёра, леса»).

Перспективные направления развития туризма, в %*

Актуальная социология
* Республиканский опрос проведен ЦСГИ БГЭУ в апреле 2025 года методом поквартирного интервью. Объем выборки – 1500 человек.

Появление новых форм занятости. Новые бизнес-модели и рост количества фрилансеров обеспечивают спрос на аренду туристических объектов, благоприятных для удаленной работы; ценится возможность сменить обстановку, оставаясь продуктивными. При этом наличие «быстрого интернета» является обязательным условием привлечения данной категории потребителей туристических услуг.

Запрос на «умный туризм». Сегодня граждане предпочитают самостоятельно организовывать свой туристической отдых, пользуясь информацией из интернета. В Беларуси есть ряд отраслевых сервисов, позволяющих получить полную информацию о наличии мест в гостиницах, санаториях, туроператорах (svoe.by, sanatorii.by и др.). Однако нет мобильного приложения, которое бы аккумулировало информацию о туристических объектах по всей стране и встраивало маршруты с учетом предпочтений и финансовых возможностей путешественников («Необходимо создать национальный туристический портал с бронированием туров, усадеб, экскурсий и отелей на нескольких языках»). В этой связи значимым для более трети путешественников видится масштабирование цифровых сервисов, позволяющих туристам комплектовать индивидуальный туристический пакет по собственному плану.

Меры повышения туристической привлекательности Беларуси, в % *

Актуальная социология
* Республиканский опрос проведен ЦСГИ БГЭУ в апреле 2025 года методом поквартирного интервью. Объем выборки – 1500 человек.

С учетом выявленных тенденций в развитии туризма и предпочтениях потребителей туристических услуг можно выделить следующие меры по стимулированию внутреннего туризма в Беларуси:

  • широкое информационное сопровождение и продвижение туристических ресурсов с акцентом на уникальную природную составляющую и богатый культурный и исторический потенциал страны;
  • совершенствование коммуникационной инфраструктуры (развитая транспортная сеть и инфраструктура рядом с туристическими объектами);
  • разработка и освоение новых туристских маршрутов, в том числе в местах с неразвитой системой туризма, продвижение новых мест отдыха с учетом территориальных особенностей (зона отчуждения);
  • развитие агротуризма, позволяющего обеспечить возможности для рекреации и удаленной работы, а также сохранить
  • развитие народных промыслов и фольклора, стимулировать производство местной продукции.

Актуальная статистика

Динамика некоторых показателей развития туристической отрасли в Беларуси за последние 5 лет*

Актуальная статистика
* По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь

Инфометрика

Тематика туризма Беларуси в инфополе характеризуется разноплановостью новостных сюжетов, направленных на развитие туризма как внутреннего, так и внешнего. При этом выделяются публикации, акцентирующие внимание на региональном развитии и формирующие образ областей как динамичных участников культурной и экономической жизни страны, способных эффективно интегрироваться в межрегиональное и международное сотрудничество.

Инфометрика

Анализ новостных сюжетов показал, что туризм в Беларуси рассматривается в разрезе подвидов – религиозного, историко-культурного, промышленного, гастрономического, делового, корпоративного: ”Твори, вдохновляй, путешествуй!“ (”Прыпяцкая праўда“); ”Месяц туризма на предприятиях Минпрома: чем удивили заводы на этой неделе (”Сцяг Перамогі“); ”В Нацагентстве по туризму рассказали, какие новые экскурсии по Беларуси появились“ (”Узвышша“); ”Корпоративный туризм – это прекрасная возможность совместить приятное с полезным“ (1prof.by); ”Декабрь объявлен в Беларуси месяцем гастрономического туризма“ (”Слонімскі веснік“).

В отдельное медийное направление выделяются публикации, посвященные развитию культурного и туристического потенциала регионов Беларуси: ”Потенциал дворцово-парковых комплексов: опыт привлечения туристов обсуждают специалисты“ (”СБ. Беларусь сегодня“); ”Надежда Улинович: традиционная культура Витебщины – наш главный бренд“ (”Витьбичи“); ”Дерево счастья и речная черепашка по имени Наташка: чем еще может удивить кобринская оранжерея“ (Kobrincity).

Комментарии экспертов

Николай Сухотский

Николай Сухотский

Заместитель директора по научной и инновационной работе, руководитель Центра политологии ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси», кандидат социологических наук, доцент

Цифровые технологии в сфере молодежного историко-культурного туризма

В июне 2025 года в республике проходит месяц историко-культурного туризма – одного из самых популярных и глобальных его видов. Данное направление досуга особенно востребовано в молодежной среде, что связано с возможностями удовлетворить запросы самых разных ее сегментов: от тех, кому интересны познавательные экскурсионные поездки с посещением редких исторических, архитектурных и культурных мест, до поездок по наиболее знаковым для Беларуси достопримечательностям. Так, согласно данным опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2024 году, каждый третий молодой белорус в возрасте от 18 до 30 лет (34%) предпочитает отдыхать, посещая исторические памятники (музеи, выставки).

Для эффективного продвижения в молодежном сегменте белорусского исторического наследия в сфере туристических услуг необходимо постоянно создавать новые информационные материалы, организовывать интерактивные тематические мероприятия (выставки, экскурсии и др.) и активно использовать современные цифровые каналы коммуникации, что существенно увеличит интерес молодого поколения к историческим местам страны. Так, согласно данным опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, для белорусской молодежи главными источниками получения информации о туристических объектах (маршрутах) в Беларуси являются интернет-сайты (73%) и социальные сети (28%).

Белорусские юноши и девушки все чаще поддерживают современные подходы к сохранению исторической памяти, такие как развитие разнообразных цифровых проектов, в результате реализации которых создаются цифровые продукты. Следует отметить активное использование технологий дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) для организации интерактивных экскурсий и реконструкций исторических событий. В частности, VR‑тур позволяет рассмотреть интерьер и детали, проникнуться социокультурным контекстом. Данные цифровые решения погружают молодых белорусов в прошлое, давая возможность ощутить атмосферу ушедших эпох, получить более глубокое понимание истории, ее драматических и трагических страниц. К примеру, в 2023 году в номинации «Виртуальный проект года» Березовский историко-краеведческий музей стал лауреатом с проектом «VR-очки «Концлагерь Береза-Картузская 1934–1939 гг.».

Один из популярных вариантов в современном молодежном туризме — цифровые навигационные платформы с геймификацией и QR‑метками. В Беларуси это реализовано через проект «Познай Кобрин» – интернет‑платформу и QR‑навигацию по памятным местам региона, собранным краеведами и местными жителями. На территории мемориалов и музеев устанавливают QR‑код‑таблички, например, в Брестской крепости – автоматически направляют туриста на страницы с соответствующей историей и аудиорассказом.
Представляется целесообразным дальнейшее активное внедрение удобных мобильных приложений с картами и аудиогидами, что сделает путешествие по Беларуси максимально информативным, всесторонним и комфортным. Специализированные электронные ресурсы и технологии не только дают возможности юношам и девушкам больше узнать об историко-культурном наследии своей страны, но также позволяют эффективно формировать ценности патриотизма и любви к Родине у молодого поколения белорусов.

Барауля Ольга

Ольга Барауля

Директор ООО «Школа путешествий»

Тематические туры по Беларуси. Проблемы и решения.

Анализ данных статистики* и личный опыт организации туров показывают две тенденции:

1) белорусы очень любят путешествовать у себя в стране. Так, туристов и экскурсантов – наших граждан – в 2024 году было 1 726 494 человека, что в 4,7 раза больше, чем число всех иностранных туристов и экскурсантов, приехавших к нам в страну.

2) иностранные граждане приезжают в нашу страну самостоятельно и в статистику чаще попадают в категорию «экскурсанты» (235 102 человека – 64% от общей численности организованных иностранных туристов и экскурсантов в 2024 году), а не «туристы» (131 630 человек).

И если для жителя нашей страны поездка на один день (статус экскурсанта согласно Закону «О туризме») это нормальное явление, то попадание иностранных граждан в этот статус говорит о том, что сформированные многодневные туры, представленные на рынке, не удовлетворяют потребностей гостей, хотя спрос на посещение Беларуси есть. В основном на рынке представлены трех-четырехдневные туры по всей стране (тур-спешка), в то время как при уже имеющихся музеях только в Витебске можно находиться четыре дня подряд.

Для выравнивания диспропорций на рынке въездного туризма нужно формировать «медленные» туры, или туры с высокой добавленной стоимостью. Сегодня у туроператоров нет экономической целесообразности в формировании туров с высокой добавленной стоимостью. Все упирается в авторское право. Современный турист не хочет смотреть все подряд объекты, локации, памятники в конкретном городе.

Востребованными являются тематические туры по своим интересам. Для формирования тематического тура туроператору нужно вложить значительную часть средств в:

1) исследование целевой аудитории и выявление ее потребности;

2) формирование тематического тура под потребность клиента. Этапы формирования тура – это и исследование объектов/локаций/мероприятий, которые существуют на рынке, и бронь экскурсий в этих заведениях, составление тайминга и маршрута поездки;

3) написание сопроводительного текста для экскурсовода по конкретной тематике и аттестация текста и экскурсовода (два разных процесса) в Национальном агентстве по туризму;

4) затраты на рекламу, продвижение и продажи таких туров на рынке.
Все эти усилия могут быть легко сведены на нет путем плагиата и недобросовестной конкуренции. Поэтому решением данной проблемы будет формирование поощряющей среды для создателей таких туров. Нужно подготовить системные правила, где объект интеллектуальной собственности в туризме (тематический туристический продукт) будет рассматриваться как товар, который можно сдавать в аренду (фиксированная сумма на определенный срок) иным юридическим лицам (туроператорам), либо получать роялти (отчисления создателю за проведенные туры), либо продавать как франшизу объект интеллектуальной собственности.

Такой подход автоматически решает еще несколько проблем.

1) Туристические операторы, не готовые вкладывать ресурсы в разработку тематических туров, могут прозрачно и на коммерческой основе использовать туристический продукт иного туроператора.

2) В силу грамотной организации времяпрепровождения медленные туры решают задачу того, что повышается оборачиваемость наших заведений, загруженность отелей, ресторанов, транспортных компаний, магазинов и т. д.

3) Как итог, туристы в нашей стране оставляют большее количество денег по сравнению с турами с низкой добавленной стоимостью.
Данные меры помогут сформировать образ Беларуси как современной, престижной страны с высоким качеством сервиса и в глазах субъектов туристического рынка, и в глазах туристов.

*Согласно данным статистического бюллетеня «Развитие туризма, деятельность туристических организаций, средств размещения Республики Беларусь за 2024 год».

Дмитрий Скворчевский

Дмитрий Скворчевский

Заместитель председателя правления Республиканского союза туристической индустрии.

Пути преодоления ограничений развития туристической инфраструктуры

В текущий турсезон отрасль вступила в условиях продолжающегося роста въездного потока и повышенного спроса при увеличении глубины продаж до 2-3 месяцев, чего раньше не наблюдалось. В определенном смысле мы подошли к ситуации «кризиса роста», когда дальнейшее развитие и рост экспорта ограничены возможностями существующей туристической инфраструктуры.

В то же время актуален и вопрос факультативных доходов не только с позиции их отображения и учета, но и проблемы неудовлетворенного спроса на сопутствующие услуги в связи с их отсутствием, низким качеством или иными препонами.

Одной из основных задач является создание необходимой инфраструктуры на основе мастер-планирования и инвестиционных программ для конкретных территорий, что обеспечит необходимые юридические и финансовые условия для инвестирования и дальнейшей деятельности созданных объектов. Также есть необходимость в собственных инструментах лизинга и льготных программах развития для модернизации материально-технической базы туроператоров, гостиниц, санаториев, региональных кластеров и пр.

Прокрутить вверх